На базе ГУО «Ясли-сад №442 г.Минска» действует пункт коррекционно-педагогической помощи (далее - ПКПП).

 

Пожиткова Инна Викторовна, 

                                               учитель-дефектолог  

I квалификационной категории 

 

График работы 

Дни недели 

Время работы 

Понедельник 

8.30 – 12.30 

Вторник 

8.30 – 12.30 

Среда 

  15.00 – 19.00 

Четверг 

8.30 – 12.30 

Пятница 

8.30 – 12.30 

Консультации для родителей: среда  

 

 

РАБОТА УЧИТЕЛЯ - ДЕФЕКТОЛОГА 

Учитель-дефектолог - это квалифицированный специалист, занимающийся выявлением  речевых нарушений и их исправлением. 

Родители не всегда могут услышать все дефекты в речи своего ребенка. Учитель-дефектолог помогает родителям понять, как правильно формировать речь детей, разъясняет и показывает им, в чем состоит коррекционная работа, объясняет необходимость  закрепления достигнутого на занятиях дома. 

Многие родители думают, что речь ребенка исправится сама собой, с возрастом,                   но это не так, чем старше становится ребенок, тем сложнее исправить недостатки в речи.                 Не надо надеяться, что все недостатки исправятся сами собой. Вы несете ответственность                  за судьбу своего ребенка, не бойтесь лишний раз обратиться к специалисту! Своевременно оказанная помощь сэкономит ваши нервы и поможет вашему ребенку почувствовать себя более уверенным. 

У людей с нарушениями речи часто формируются комплексы неполноценности. Комплекс неполноценности иногда является также подсознательной причиной дефектов речи. Поэтому, при первых признаках нарушений в речи вашего ребенка, необходимо незамедлительно обратиться к квалифицированному специалисту. Учитель-дефектолог       не только «поставит» звуки и введет их в речь, но и будет заниматься развитием у ребенка внимания, зрительного и слухового восприятия (узнавания и различения), памяти, мышления, обогащением словарного запаса, развитием общей и мелкой моторики.  

Если не исправить у ребенка произношение до школы, то потом это сделать очень трудно, так как оно закрепляется и входит в привычку. Так же, существует ошибочное мнение, что к учителю-дефектологу необходимо обращаться после 5 лет. Но это может быть лишь в том случае, если к 5-ти годам в речи ребенка остаются несформированными (или нарушенными) лишь 1-2 звука (чаще звуки [Р], [РЬ], [Л], реже [Ш], [Ж], [Ч]), и все остальные стороны речи развиты в соответствии с возрастом. К сожалению, большинство речевых нарушений не поддается самостоятельному исправлению. 

Любое отклонение от нормы требует незамедлительной консультации специалиста. Чем раньше будет выявлен дефект, тем быстрее и легче его можно исправить. 

 

Только учитель-дефектолог может квалифицированно проанализировать ситуацию, указать на необходимость проведения специальных занятий и дать вам подробную консультацию. Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей - является тесное взаимодействие учителя-дефектолога и родителей. Учитель-дефектолог  работает над развитием речи ребенка, выполняет артикуляционную гимнастику, показывает родителям правильность ее выполнения с ребенком 

Индивидуальные занятия с учителем-дефектологом обычно проходят 2 -3 раза                        в неделю, в кабинете учителя-дефектолога. Длительность коррекционного занятия                            с ребенком зависит от возраста ребенка, его особенностей, составляет от 15 до 25 минут.  

Зачем нужен учитель-дефектолог? 

И в самом деле, кто же такие учителя-дефектологи и самое главное, чем они занимаются? Очень многие считают, что учителя-дефектологи – это те, кто «учит правильно говорить звук Р». Конечно, частично эти люди правы, но это далеко не всё, чем занимается учитель-дефектолог. 

Да, мы учим правильнопроизносить звуки(и не только Р), но вместе с этим мы развиваем связную речь, мелкую моторику, учим правильно обобщать предметы, различать на слух разные звуки… 

Возможно, вы спросите: а зачем это надо? Но ведь каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок был самым лучшим и, конечно же, хорошо учился в школе. И если учитель-дефектолог  вовремя не преодолеет все трудности, возникшие в детском саду, эти трудности будут преследовать ребёнка и в школе. 

Не умеет красиво и правильно рассказывать – трудно будет учить историю, географию, словом все те науки, которые требуют пересказа. 

Не умеет различать на слух звуки – возникнут трудности с русским языком, будет путать буквы на письме, сложно будет научиться читать. Неразвиты пальчики– трудно будет вообще научиться писать. Не умеет обобщать – возникнут проблемы с мышлением, а значит и с математикой. 

И, конечно, если ребёнок не будет выговаривать все звуки нашего родного языка,                      у него неизбежно возникнут проблемы в общении, возникнут комплексы, которые помешают ему в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. 

Таким образом, задача учителя-дефектолога  – помочь ребёнку вовремя преодолеть все возникающие трудности. 

И напоследок, маленькая шутливая иллюстрация. 

У Ванечки всегда со звуком  «Р» была беда 

Скажет «РАК» — выходит «ЛАК».  Вместо «РОЖЬ» — выходит «ЛОЖЬ». 

Так вот, чтобы у вашего ребёнка не было такой беды или любой другой, связанной                                   с речью и нужен учитель-дефектолог. И помните, что детство – это этап подготовки                          к будущей жизни. 

Рекомендации учителя-дефектолога 

 1. У детей с нарушением речевого развития обращают на себя внимание особенности мелкой моторики пальцев рук. Наблюдения за тем, как ребенок застегивает и расстегивает пуговицы, завязывает и развязывает шнурки, позволяет увидеть недостаточную координацию пальцев. 

Доказано, что специальная работа по формированию мелкой моторики пальцев рук благотворно влияет на процесс развития речи. 

2. Игры и игровые приемы. 

Шнуровки: продаются готовые (деревянные и пластмассовые) в форме пуговиц, башмаков, домиков, животных и т.п. Можно вырезать такие же фигурки из картона или другого плотного материала, проделать по контуру дырочки. С помощью обычного шнурка ребенок с удовольствием зашнурует игрушечную обувь и др. 

Забавные картинки: на листе картона равномерно распределите слой пластилина. Предложите ребенку горошинами или другой крупой выложить различные картинки: цветы, море (кораблик и волны), аквариум (рыбки)                        и т.п. 

«Обведи по контуру»: обводить трафареты, изображающие различные предметы, заштриховать, вырезать. «Вышей»: по контуру вышивать на картоне простое предметное изображение. 

«Накорми Цыпа и Цып-Цыпа»: Цып любит пшено, а Цып-цып - рис (рис и пшено смешивают в одну небольшую кучку). Ребенок в процессе игры разбирает крупу на 2 кучки и кладет соответствующую крупу перед «цыплятами». 

Соленое тесто: вместо пластилина для лепки можно использовать тесто. 

Рецепт соленого теста для лепки: 1 стакан муки, 0,5 стакана соли, немного воды. Можно добавить пищевой краситель. 

Готовые изделия, высыхая, застывают. Их можно использовать для игры. Слепите вместе с ребенком овощи, фрукты, хлеб, посуду и т.д. 

Развитию моторики пальцев рук хорошо способствуют различные виды мозаики. 

Все эти игры развивают не только пальцы и речь, но и формируют пространственно-образное мышление, чувственное восприятие, творческую фантазию и логику ребенка.

Артикуляционная гимнастика 

            Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие                                  и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое нёбо. Все речевые органы состоят  из мышц. Если можно тренировать мышцы рук, ног, спины и т.д., значит можно тренировать и мышцы губ и языка. Для этого существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной. Даже, если ваш ребенок еще не говорит, артикуляционная гимнастика поможет укрепить мышцы органов речи и подготовит базу для чистого звукопроизношения. 

          Гимнастика для органов речи является подготовительным этапом при постановке звуков. Несомненно, постановкой и автоматизацией звуков должен заниматься только учитель-дефектолог или родитель под руководством учителя-дефектолога. Пожалуйста, никакой самодеятельности! Не считайте, что вы сможете воспитать у ребенка правильное произношение, многократно повторяя скороговорки и чистоговорки. Сначала ребенок должен научиться правильно, произносить изолированный звук, затем закрепить его произношение в слогах, в словах, в словосочетаниях, и только затем во фразе.  

          Для занятий родителям предлагается только артикуляционная гимнастика, которая поможет вашему малышу достичь правильного произношения. Во время артикуляционной гимнастики надо следить, чтобы движения каждого органа выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. Обращайте внимание на точность, устойчивость                      и плавность движений органов артикуляционного аппарата. 

          Упражнения подбираются в соответствии с речевым нарушением  ребенка. Для неговорящих детей и детей с большим количеством дефектных звуков подойдет основной комплекс артикуляционной гимнастики. Эти упражнения расположены в определенной последовательности (от простых упражнений к сложным упражнениям). Сначала упражнения выполняют                    в медленном темпе, обязательно перед зеркалом, первые несколько раз можно выполнить упражнение дважды, но качественно. Затем количество упражнений увеличивают, доводя до 10 – 15 раз. Когда ребенок научится правильно выполнять движение, зеркало можно убрать. Взрослый должен показать ребенку, как правильно выполнять все упражнения (для визуального контроля). Для этого, дорогие родители, вам необходимо самим научиться выполнять артикуляционную гимнастику. Не удивляйтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас, ведь для их выполнения необходим определенный навык. 

           Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, а лучше два раза в день – утром и во второй половине дня после прогулки, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись, становились более прочными. Будьте терпеливы, спокойны и ласковы. Если у ребенка не получается какое-то движение, можно использовать механическую помощь. Ручкой чайной ложечки или просто чистым пальцем (!) помогите ребенку поднять его язычок вверх. 

         Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение язычка (например, облизал верхнюю губу), можно использовать все подручные средства: варенье, шоколад, в зависимости от того, что любит ваш ребенок. 

         Занятия должны проводиться эмоционально, в игровой форме, ведь это основная деятельность детей. Артикуляционную гимнастику проводят сидя, так как в таком положении   у ребенка прямая спина, он не напряжен, руки и ноги находятся в спокойном положении. Можно привлечь любимую игрушку: «Давай покажем зайке, как правильно выполнять гимнастику для язычка». 

         Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение неверно — это может привести к отказу выполнять движение. Надо показывать ребенку его достижения. («Видишь, Катенька, язык уже научился быть широким, обязательно твой язычок научится и подниматься кверху»). 

        Ребенку при выполнении артикуляционной гимнастики можно рассказать «Сказку о веселом язычке», еще можно предложить игру «Рыбки». Ребенок на удочку ловит рыбку, на спинке у которой, наклеен символ того или иного упражнения. Ребенок, поймав рыбку, выполняет упражнение, «чей символ ему попадется на крючок». 

Основной комплекс артикуляционной гимнастики 

         Основной комплекс направлен на выработку основных движений и положений органов артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика проводится во всех возрастных группах, но требования к проведению артикуляционной гимнастики                                   и к выполнению упражнений детьми на каждом возрастном этапе различны. Дети второй младшей группы, должны усвоить простейшие навыки, развивающие                                                 и совершенствующие движения артикуляционного аппарата.

  1. «Лягушка» 

Цель. Выработать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Описание. Улыбнуться так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. (Чтобы показать ребенку, как это сделать, надо про себя произносить звук и). Удерживать в таком положении губы под счет от одного до пяти – десяти. 

Методические указания. 1. Следить, чтобы при улыбке верхняя губа не подворачивалась, не натягивалась на верхние зубы. 2. Если ребенок не показывает нижние зубы, нужно научить его при сомкнутых губах опускать и поднимать только нижнюю губу. Сначала это упражнение можно проводить так: положив палец под нижнюю губу, опускать и поднимать ее. Зубы при этом сомкнуты, нижняя челюсть неподвижна. 

Вот понравится лягушкам, Тянем губы прямо к ушкам. Потяну, и перестану И ни сколько не устану. 

  1. «Хоботок» 

Цель. Выработать движение губ вперед. Описание. Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет от одного до пяти – десяти. Методические указания. 1. Следить, чтобы при вытягивании губ вперед не открывался рот; зубы должны быть сомкнуты. 2. Если ребенок не умеет вытянуть губы вперед, предложите дотянуться ему губами до конфетки, находящейся на расстоянии 2 см от губ, и взять ее губами.                     

Подражаю я слону. Губы хоботком тяну. А теперь их опускаю И на место возвращаю. 

  1. «Лягушка — хоботок» 

Описание. На счет «раз-два» чередовать упражнение «Лягушка» и упражнение «Хоботок». 

Свои губы прямо к ушкам Растяну я, как лягушка. А теперь слоненок я, Хоботок есть у меня.

  1. «Окошко» 

Цель. Вырабатывать умение детей удерживать рот в открытом положении. Описание. На счет «раз» широко открыть рот (окошко открыто), на счет «два» закрыть рот (окошко закрыто). 

  1. «Лопаточка» 

Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении. Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти – десяти. Методические указания. 1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. 2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. 3. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. 4. Боковые края языка должны касаться уголков рта. 5. Если это упражнение не получается, надо выполнить упражнение «Месим тесто». 

Язык лопаткой положи, И под счет его держи: Раз, два, три, четыре, пять! Язык надо расслаблять! 

или 

Язычок широкий, гладкий — Получается лопатка! 

  1. «Месим тесто» 

Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким и распластанным. Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя …». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти – десяти. 

  1. «Иголочка» 

Описание. Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу, чтобы он был «острым», как жало. Методические указания. 1. Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх. 

Язычок наш, как иголка Не ленись – уколет колко.

  1. «Лопаточка — иголочка» 

Описание. На счет «раз-два» чередовать упражнения «Лопаточка» и упражнение «Иголочка». 

Язык лопаткой положи И спокойно подержи. Язык иголочкой потом Потянем тонким острием. 

  1. «Часики» 

Цель. Выработать умение чередовать движения языка к уголкам рта: вправо – влево. Описание. Улыбнуться, показать зубы, отклонить высунутый язык вправо, затем влево. Чередовать движения под счет или читая стихотворение для этого упражнения. Методические указания. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной. 

Тик – так, тик – так. Ходят часики вот так! Как так? Вот так: Тик – так, тик – так! 

  1. «Качели» 

Цель. Вырабатывать умение быстро менять положение языка. Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4 – 6 раз. Методические указания. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными. 

Вверх – вниз, вверх – вниз, Ты качаться не ленись! Вверх – вниз, вверх — вниз 

  1. «Лошадка» 

Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх. Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Методические указания. 1. Упражнение в начале выполняется в медленном темпе, потом темп убыстряется. 2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык. 3. Если у ребенка пощелкивание не получается, ребенок должен выполнять упражнение «Приклей конфетку», а потом вернуться к упражнению «Лошадка». 4. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался вовнутрь, т.е., чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал. 

Ты, лошадка, хвост не прячь! На тебе помчимся вскачь. 

  1. «Приклей конфетку» 

Цель. Укрепить мышцы языка и отработать подъем языка вверх. Описание. Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами. Методические указания. 1. Следить, чтобы работал только язык. Нижняя челюсть должна быть неподвижна. 2. Рот открывать не шире чем на 1,5 – 2 см. 3. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребенка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот). 4. Выполнять упражнение надо в медленном темпе. 

Дыхательная гимнастика 

(Комплекс упражнений для нормализации носового дыхания.) 

  1. Вдох и выдох через нос (вдох быстрый, не очень глубокий, выдох продолжительный). 
  1. Вдох через нос, выдох через рот. 
  1. Вдох через рот, выдох через нос. 
  1. Вдох и выдох через одну половину носа, затем через другую (попеременно). 
  1. Вдох через одну половину носа, выдох через другую (попеременно). 
  1. Вдох через нос, замедленный выдох через нос с усилением в конце. 
  1. Вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы. 
  1. Вдох через нос, выдох через нос толчками (кратковременно задерживая дыхание, выталкивать воздух маленькими порциями). 

Цели дыхательной гимнастики: дифференциация носового и ротового дыхания, получение длительного ротового выдоха, развитие речевого дыхания. 

Статические упражнения: 

  1. Дутье на воду, вату и другие предметы; 
  1. Надувание мыльных пузырей, резиновых игрушек, воздушных шаров; 
  1. Задувание пламени свечи.

Игровые дыхательные упражнения: 

  1. «Цветочный магазин» — глубокий вдох через нос, медленный выдох через рот; 
  1. «Свеча» — ровный медленный выдох; 
  1. «Непослушная свеча» — интенсивно-сильный выдох; 
  1. «Погашу свечу» — интенсивный выдох с произнесение Фу! Фу! Фу! 
  1. «Насос» — сильный выдох пшшш! 
  1. «Мячик прокололся» — выдох ссссс! 
  1. Длительное пропевание гласных звуков с «покачиванием», их сочетаний. Пропевание звонких и «глухих» согласных звуков ааааоиаоуэиывввжжжххх и т.д. 

 

Чем вам может помочь учитель-дефектолог? 

   Речь является одной из важнейших коммуникативных функций. Нарушения речи бывают разные, от простых до тяжелых, от физиологических, связанных с возрастными особенностями, до стойких, требующих срочной коррекции. Разобраться во всем этом может помочь учитель-дефектолог. 

  1. Коррекция звукопроизношения  — самый распространенный вид работы учителя-дефектолога. 

Самыми распространенными недостатками речи у дошкольников являются различные виды нарушения звукопроизношения: неумение произносить тот или иной звук, замена одного звука другим, искажения имеющегося звука. Нарушения могут быть вызваны разными причинами: 

  • возрастными нарушениями (самостоятельно проходят); 
  • дефектами строения челюсти, мягкого и твердого неба; 
  • массивной или короткой уздечкой; неправильным расположением зубов; 
  • недостаточностью работы мышц речевого аппарата. 

Работа по исправлению произношения звуков состоит из трех основных этапов: 

  • подготовительного (тренировка движений органов артикуляционного аппарата); 
  • этапа появления звука (постановка звука); 
  • этапа усвоения звука в речи (автоматизация, отработка звука в слогах, словах, фразах, стихах и рассказах). 

    2. Развитие фонематического восприятия 

Фонематическое восприятие — это способность воспринимать и различать звуки речи — фонемы. Качественное исправление звукопроизношения будет гарантировано при условии развитого фонематического восприятия. Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слова. 

Развитие фонематического восприятия лежит в основе работы по коррекции звукопроизношения, формированию лексико-грамматических представлений, обучению чтению и письму. 

Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. 

Его словарь не наполняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. В дальнейшем малыш начинает значительно отставать от возрастной нормы. Как узнать, не нарушено ли фонематическое восприятие у ребенка? 

Попросите повторить различные слоги и слова, при этом ребенок не должен видеть Вашего рта: са-ша-са, та-да-та, ра-ла-ра, са-за-са, жук-сук, том-дом-ком, день-тень-пень, Паша-наша-ваша, бак-мак-лак. 

Если у ребенка достаточно развито слуховое внимание, слуховая память и фонематическое восприятие, то он повторит речевой материал без ошибок. 

3.Расширение словаря и формирование грамматического строя речи 

У ребенка с нормальным речевым развитием к пяти годам оказываются сформированными все грамматические категории родного языка; он говорит развернутыми фразами, используя сложносочиненные и сложноподчиненные конструкции, правильно согласовывает слова с помощью любых предлогов, падежных, родовых окончаний и пр. Словарь пятилетнего ребенка составляет 3–4 тысячи слов, в нем представлены все части речи; ребенок активно использует словообразование и словотворчество. 

Иная картина наблюдается у ребенка того же возраста с речевыми нарушениями. Словарный запас не превышает 1,5–2 тысяч слов, низок уровень способности к построению предложения. Заметны ошибки при употреблении падежных окончаний, предлогов, согласовании частей речи (три ведры, заботились белкой, карандашов). Самостоятельно такие нарушения не проходят, необходима специально построенная логопедическая работа.              

4. Работа над умением составлять рассказы, пересказы 

5. Обучение ребенка грамоте, чтению и письму 

6. Исправление нарушения чтения, письма — дислексии и дисграфии. 

7. Формирование слоговой структуры слова 

Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или добавление лишних звуков и слогов, значит, структура слова воспроизводится неверно. До трех лет такое явление нормально. Беспокоиться о состоянии речи ребенка не нужно. 

В возрасте 4–5 лет указанные явления являются сигналом стойкого нарушения слоговой структуры слова, и в таком случае ребенку требуется помощь специалиста. Самостоятельно такие нарушения не проходят. Работа по устранению нарушений слоговой структуры проходит ряд этапов и требует значительного времени. Попросите ребенка повторить слова: милиционер, регулировщик, аквариум, сковородка, виноград, черепаха. Он должен произносить их правильно. 

Этапы развития детской речи  

от 0 до 1 года. 

К концу1 месяцажизни здоровый младенец уже реагирует на общение с ним: перестает плакать, сосредотачивается на взрослом. 

2 месяцхарактеризуется улыбкой при общении, причем, в 6 недель это скорее будет своеобразное «ротовое внимание», в 8 же недель — закономерная улыбка. 

3 месяца.Наблюдается комплекс оживления при общении со взрослым, «гукание». Такие звуки возникают как реакция на улыбку и разговор взрослого с ребенком, преобладают гласные звуки, а также согласные г, к, н. 

4 месяца. Появляется первый смех — повизгивание в ответ на эмоциональное общение со взрослым, а к 16 неделям смех становится продолжительным. 

5 месяцев.Ребенок реагирует на направление звука, «поет», меняя интонацию голоса. 

6 месяцев.К этому времени у здорового ребенка появляется первый слог ба или ма. Возникает начальное понимание обращенной речи: ребенок прислушивается к голосу взрослого, правильно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса. 

7 месяцев.Малыш уже готов к игровой деятельности со взрослым, использует различные голосовые реакции для привлечения внимания окружающих. 

8 месяц.Возникает реакция на незнакомое лицо. В это время один из важнейших показателей нормального развития речи — лепет, т.е. повторение одинаковых слогов: ба-ба, да-да, па-па и т.п. В речи используются звуки: п, б, м, г, к, э, а. 

9 месяцев.Ребенок активно общается с помощью жестов, с радостью играет в «ладушки». 

10 месяцев.На этом этапе малыш использует в общении как минимум 1-2 «лепетных слова» (типа ляля, баба), понятных в конкретной ситуации. 

11 месяцев.Использует уже как минимум 3 «лепетных слова», понятных в конкретной ситуации. 

1 год.К этому сроку нормально развивающийся ребенок употребляет уже 3-4 «лепетных слова», понимает отдельные слова, соотносит их с конкретными предметами. Понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами («поцелуй маму», «где папа?», «дай ручку», «нельзя»). 

От 1 года до 7 лет 

1 год 3 месяца.Словарный запас увеличивается до 6 слов, ребенок понимает простую инструкцию без жеста, знакомые слова показывает на картинке. 

1 год 6 месяцев.Показывает одну из частей тела, словарный запас 7-20 слов. 

1 год 9 месяцев.Показывает три части тела, использует фразу из двух слов («Мама, ди!» — «Мама, иди!», «Дай ляля» — «Дай куклу»). Словарный запас 20 слов. 

2 года.На этом этапе здоровый ребенок показывает пять частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов. Малыш понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию («пойди в кухню и принеси чашку»), верно использует местоимения я, ты, мне, предложения строит из двух слов. К двум годам ребенок уже усваивает звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г, х. Свистящие звуки (с, з, ц), шипящие (ш, ж, ч, щ) и сонорные (р, л) он обычно пропускает или заменяет. 

2 года 6 месяцев.Правильно использует в речи местоимения я, ты, мне, повторяет две цифры в правильной последовательности, имеет понятие «один». Ребенок понимает обозначение действий в разных ситуациях («покажи, кто сидит, кто спит»), значение предлогов в привычной конкретной ситуации («на чем ты сидишь?»). Правильно произносит звуки: с,з. 

3 года.Словарный запас 250-700 слов, использует предложения из пяти-восьми слов, овладел множественным числом существительных и глаголов. Ребенок называет свое имя, пол и возраст; понимает значение простых предлогов — выполняет задания типа «положи кубик под чашку», «положи кубик в коробку», употребляет в предложении простые предлоги и союзы потому что, если, когда. Малыш понимает прочитанные короткие рассказы и сказки с опорой на картинки и без нее, может оценить свое и чужое произношение, задает вопросы о значении слов. 

4 года.В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после, союзы что, куда, сколько. Словарный запас 1500-2000 слов, в том числе слова, обозначающие временные и пространственные понятия. Ребенок правильно произносит шипящие звуки ш, ж, ч, щ, а также звук ц. Исчезает смягченное произношение согласных. 

5 лет.К пяти годам запас слов у ребенка увеличивается до 2500-3000. Он активно употребляет обобщающие слова («одежда», «овощи», «животные» и т.п.), называет широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи. 

В периодот 5 до 7 летсловарь ребенка увеличивается до 3500 слов, в нем активно накапливаются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет ни заря, на скорую руку и др.) Усваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении. В этот период ребенок активно наблюдает за явлениями языка: пытается объяснить слова на основе их значения, размышляет по поводу рода существительных. Таким образом, развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребенка, его успешного обучения в школе. 

 

Готов ли ребенок к школе? 

       Как правило, родителей будущего первоклассника волнует множество вопросов: сможет ли он учиться в школе, достаточно ли развит, что должен уметь накануне поступления в школу. 

Готовность к школе— это не только обучение чтению и счету, не только покупка необходимых школьных принадлежностей, это  развитие ребенка, которое в дальнейшем поможет ему успешно справиться со школьной программой. 

Готовность ребенка— стимуляция физиологических и психических процессов в его организме: развитие мелкой моторики пальцев, координации движений рук, пальцев и зрительного аппарата, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, а также знание и понимание окружающего мира. 

Родителям стоит задуматься, если к 6-7 годам ребенок: 

  • негативно относится к любой умственной деятельности; 
  • не любит отвечать на вопросы, не любит чтение; 
  • не может подчиняться правилам; 
  • не может подобрать синонимы или антонимы; 
  • не умеет ориентироваться на заданную систему требований; 
  • не умеет слушать говорящего и воспроизводить задания; 
  • не умеет воспроизводить задание на основе зрительного восприятия образца. 

Для предотвращения этих негативных сторон родителям желательно: 

  • рассказать ребенку, что значит быть школьником и какие обязанности появятся в школе; 
  • на доступных примерах показать важность уроков, оценок, школьного распорядка; 
  • воспитывать интерес к содержанию знаний и получению новых знаний; 
  • никогда не говорить, что в школе неинтересно, что это напрасная трата времени и сил. 

Речевая готовность к школе 

Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не завершается в первом классе, так как включает не только запас знаний и представлений, но и уровень развития обобщающей деятельности мышления. 

Усвоение ребенком родного языка 

  1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением. 
  1. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать звуки родного языка. 
  1. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу: умение выделять звук из слова, читать слоги. 
  1. Сформированность грамматического строя речи: употреблять слова в нужном числе,  роде, падеже; правильно строить предложения, владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. 

Все это необходимо для того, чтобы избежать проблем по русскому языку и чтению, так как младшие школьники пишут так, как говорят. 

 

Анкета для родителей  «Готов ли ваш ребенок  идти в школу?» 

С помощью этого теста вы можете достаточно объективно оценить подготовленность ребенка к школе. Ответьте на вопросы «ДА» или «НЕТ». 

  1. Часто ваш малыш заявляет о своем желании идти в школу? 
  1. Вашего ребенка сильнее привлекают атрибуты школы (портфель, книги, новое «взрослое» положение), чем возможность больше узнать и многому научиться? 
  1. Считаете ли вы, что ваш ребенок достаточно усидчив и внимателен при выполнении не слишком привлекательного для него задания? 
  1. Общителен ли ваш ребенок как с детьми, так и со взрослыми? 
  1. Способен ли хорошо запомнить и выполнить устное поручение (например, по телефону)? 
  1. Может ли побыть один и заняться чем-либо самостоятельно? 
  1. Как относится к игрушкам и личным вещам (всегда убирает их или вы устали напоминать ему об этом)? 
  1. Умеет ли считать до 20 и обратно? 
  1. Может ли сравнивать числа и предметы? 
  1. Способен ли складывать и вычитать в пределах 20? 
  1. Знает ли простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)? 
  1. Умеет ли выделять существенные признаки в предметах (например, у птицы есть клюв, перья)? 
  1. Может ли объединить одним словом понятия одного вида, рода, характера (например, назвать одним словом «обувь» слова «сапоги», «туфли», «ботинки»)? 
  1. Сможет ли придумать к предложенному слову слова с противоположным смыслом (например, «жарко» — «холодно»)? 
  1. Умеет ли составлять рассказ по картинкам? 
  1. Знает ли буквы и умеет ли читать по слогам? 
  1. Как декламирует стихи и рассказывает сказки? (С трудом и без всякого удовольствия.) 
  1. Умеет ли уверенно пользоваться шариковой ручкой? 
  1. Любит ли мастерить, пользуясь клеем, ножницами, инструментами? 
  1. Доставляет ли ему удовольствие раскрашивать или рисовать? 
  1. Рисунки вашего ребенка, как правило, неаккуратны, размашисты и не завершены? 
  1. Может ли без особого труда собрать разрезанную на несколько частей картинку? 
  1. Может ли придумать слово к предложенному слову так, чтобы они были связаны по смыслу (например, «дерево — ветки», «книга — страницы»)? 
  1. Считаете ли вы, что ваш малыш нелюбознателен и плохо осведомлен? 

Соотнесите свои ответы с ключом: 

  • если на вопросы 1, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 18, 19, 20, 22, 23 ответили «да», то за каждый ответ начислите по одному баллу; 
  • если на вопросы 2, 6, 7, 17, 21, 24 ответили «нет», то начислите за каждый ответ еще по одному баллу. 

Подсчитайте общее количество баллов. Если оно составляет: 

  • 20-24 балла, то поздравляем! Ваш ребенок готов к школе, ему будет легче справляться со школьными трудностями. Позаботьтесь о том, чтобы у него не пропал интерес к школе и получению новых знаний. 
  • 15-19 баллов — вам следует уделить больше внимания своему малышу, содержание вопросов либо задания в них помогут вам выбрать нужное направление работы. Не отчаивайтесь, ваш ребенок почти готов к школе. 
  • 14 баллов и менее — лучшим советом для вас будет поговорка: «Терпение и труд все перетрут». Ваш малыш ждет помощи и сотрудничества. Погрузитесь вместе с ним                    в развивающие, занимательные игры, путешествуйте по страницам книг. Все это поможет ребенку достигнуть успеха и пойти в школу подготовленным.