Уважаемые родители! Предлагаем Вашему вниманию самые разнообразные консультации.

Уверены, что наша информация поможет Вам в воспитании Вашего малыша. Ведь только вместе мы сможем развить речевые способности, творческую активность, психические процессы (память, внимание, мышление, восприятие…), сформировать художественные представления наших детей, а также подготовить их к обучению в школе!!!

Одной из актуальных проблем для взрослых, родителей и самого ребенка является леворукость, т. е. функциональное преобладание левой руки над правой, имеющее, как правило, врожденный характер.

До недавнего времени развитие психики леворукого ребенка рассматривалось в отрыве от развития его мозга, несмотря на признание того, что мозг и психика связаны между собой как орган и его функция.

Право преимущественного владения той или другой рукой определяется не желанием и не прихотью ребенка, а особым распределением функций между правым и левым полушариями головного мозга. Почему возникло преимущественное владение правой рукой? Вследствие чего леворукость стала исключением? Деятельность мозга складывается из деятельности двух полушарий - правого и левого, между которыми существуют четкие различия, т. е. имеет место функциональная ассиметрия мозга. Это значит, что в функциональном отношении оба полушария неравнозначны. Более того, одно из них является доминантным, а другое подчиненным.

По характеру проявления можно выделить 3 вида функциональной ассиметрии:

  • Моторную (неравномерное участие правой и левой половины туловища, рук, ног и лица при формировании общего двигательного поведения),
  • Сенсорную (функциональное неравенство парных органов чувств),
  • Психическую (организация речи и других высших психических функций).

Изучение функциональной межполушарной ассиметрии у человека началось более ста лет назад. Доминантность полушарий по отношению к речевым функциям впервые была продемонстрирована французским хирургом и антропологом Полем Брока, который в 1865 г. Произнес свой знаменитый афоризм: «Мы говорим левым полушарием». Но это представление оказалось не совсем точным. Примерно у 70% леворуких детей центры речи расположены в левом полушарии, у 30% из них они выявлены в правом полушарии или в обоих полушариях.

Рука - самый полифункциональный орган двигательной активности человека, поэтому именно развитие руки как органа жестов свидетельствует о связи определения правой руки как ведущей со становлением центра речи. Обозначений ассиметрии рук много; наиболее распространены: праворукость, или правшество, леворукость, или левшество, обоюдорукость, или амбидекстрия. Называя факторы, лежащие в основе проявления леворукости, многие исследователи говорят о наличии патологической, наследственной и вынужденной леворукости. Существуют и варианты теорий леворукости, рассматривающие их комплексное сочетание. Большинство склоняются к тому, что патологией можно объяснить лишь часть случаев. В основном же это «естественные» левши генетического происхождения.

Оба полушария способны к восприятию слов, образов и к их переработке, но эти процессы протекают в них по-разному.

Левое полушарие: вербальное, логическое, «рассудочное». Обрабатывает информацию, поступающую в мозг, последовательно, аналитически. Ему свойствен аналитический подход к решению задач по принципу индукции (от частного к общему); при этом анализ предшествует синтезу.

Правое полушарие: невербальное, образное, зрительное. Обрабатывает сигналы одновременно и холистически (целостно). Позволяет видеть объекты в нескольких смысловых плоскостях. Ему свойствен синтетический подход по принципу дедукции (от общего к частному), когда синтез предшествует анализу.

Период от рождения до поступления в школу является возрастом наиболее стремительно физического и психического развития ребенка. Именно в дошкольный период создаются особо благоприятные условия для возникновения психических новообразований в познавательной и мотивационной сферах, имеющих существенное значение для ребенка.

Своевременное выявление детей, склонных к леворукости, позволит предотвратить необоснованное их переучивание и предупредить нарушения в развитии личности и тем самым сохранить психическое здоровье ребенка. В возрасте 5-6 лет необходимо провести диагностику на определение профиля ассиметрии. Ранее делать это считается нецелесообразным: развитие до этого возраста обусловлено неравномерностью процесса морфологического созревания полушарий; причем опережающее развитие нередко характерно для правого полушария.

Одним из традиционных способов диагностики является метод количественной оценки выполнения таких заданий, которые отражают предпочтение одной из рук при выполнении повседневных, бытовых действий. У ведущей руки чуть больше кости и мышцы, она лучше выполняет функции, является более предпочтительной при выполнении ответственных заданий.

Обстановка при проведении тестирования должна быть непринужденной, естественной и доброжелательной для ребенка.

Какие же задания выполняют дети?

  1. Ударить палочкой по музыкальному инструменту (металлофон, барабан).
  2. Разложить цветные палочки в соответствии с заданным образцом (домик, забор и т. п.).
  3. Нарисовать круг, квадрат и треугольник правой и левой рукой. Посмотреть, какой рукой рисунки выполнены ровно.
  4. Открыть небольшую коробочку, баночку, флакон.
  5. Построить башню из кубиков.
  6. Подбросить и поймать одной рукой небольшой мяч, мячик для пинг-понга.
  7. Вырезать фигурный рисунок по контуру.
  8. Развязывать узелки на шнуре.
  9. Выложить из букв слово.
  10. Собрать пирамиду из колец.
  11. Разобрать конструктор.
  12. Собрать матрешку.
  13. Опустить фигуры в коробочку, в крышке которой сделаны прорези, соответствующие по форме основаниям геометрических фигур.
  14. Разложить карточки с изображением предметов по группам.
  15. Обвести контур заданного предмета (линии более ровные, нет разорванных линий, карандаш ребенок держит правильно, удобно).

Усложнённые задания:

  1. Выложить буквы из зерен (горох, пшеница, рис).
  2. Выложить букву из шнурка (тесьмы).
  3. Упражнение «Золушка» (перебрать смесь из круп, разобрать по видам).

Применительно к процессу обучения можно сказать, что правое полушарие обеспечивает образное мышление, ориентировку в пространстве и чувственное восприятие мира, в то время как левое отвечает за абстрактное мышление и словесно-логический характер познавательного процесса.

В учебно-образовательном процессе подача материала в основном носит вербальный характер, поэтому у детей с ведущим правым полушарием (у леворуких) наблюдаются затруднения в их адекватной переработке.

Таким образом, информация, полученная в словесной форме, не оказывает существенного влияния на формирование познавательных способностей и развитие ребенка в целом.

Для детей с ведущим правым полушарием не подходит сухое, последовательное, с неоднократным повторением изложение материала. Их память непроизвольна - они лучше запомнят яркий образ. Поэтому на занятиях необходимо использовать наглядность, образность, интонационные возможности речи.

Удивительное явление искусства - рисование в детстве.

  Каждый ребенок в определенный период жизни с упоением рисует грандиозные композиции. Правда, как свидетельствует жизнь, увлечение это проходит и навсегда. Верными рисованию остаются только художественно одаренные дети. Но с 2-3 лет и до подросткового возраста дети в своих рисунках обязательно проходят стадии «каракулей», «головоногов». Рисунки детей разных народов, но одного возраста удивительно схожи между собой, что говорит о биологической, внесоциональной природе детского рисования.

  Зачем и почему дети рисуют? В начале жизни особенно важно развитие зрения и движения. Рисование на первых порах помогает координировать работу этих систем. Ребенок переходит от хаотического восприятия пространства к усвоению таких понятий, как вертикаль, горизонталь; отсюда и линейность первых детских рисунков. Рисование участвует в конструировании зрительных образов, помогает овладеть формами, развивает чувственно-двигательную координацию. Дети постигают свойства материалов, обучаются движениям, необходимым для создания тех или иных форм и линий. Все это приводит к постепенному осмыслению окружающего.

  Рисование - большая и серьезная работа для ребенка. Даже каракули содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и смысл. Взрослых удивляет то, что спустя продолжительное время ребенок всегда точно указывает, что и где именно изображено на листе, покрытом, казалось бы, случайным переплетением линий и закорючек. Что касается смешных неправильностей в рисунках Рисунки эти строго отражают этапы развития зрительно-пространственно-двигательного опыта ребенка, на который он опирается в процессе рисования. Так, примерно до 6 лет дети не признают пространственного изображения, рисуя только вид спереди или сверху, и совершенно не поддаются в этом отношении какому-либо обучению. Суть в том, что дети, как иногда кажется окружающим, вовсе не безразличны к своему творчеству. И эта эстетическая значимость собственной изобразительной деятельности проявляется рано: детям нравятся свои рисунки больше, чем образец, с которого они рисовали.

  Известный педагог И. Дистервег считал: «Тот, кто рисует, получает в течение одного часа больше, чем тот, кто девять часов только смотрит». По мнению многих ученых, детское рисование участвует и в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария мозга. Координируется и абстрактно-логическое мышление, за которое отвечает левое полушарие. Здесь особенно важна связь рисования с мышлением и речью. Осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций. И рисование предоставляет ему эту возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает, несмотря на нехватку слов.

  Большинство специалистов - и психологов, и педагогов - сходятся во мнении: детское рисование - один из видов аналитико-синтетического мышления: рисуя, ребенок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка свое знание, изучая закономерности, касающиеся предметов и людей вообще, «вне времени и пространства». Ведь дети, как правило, рисуют не конкретный образ, а обобщенное знание о нем, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками (очки, борода), отражая и упорядочивая свои знания о мире, осознавая себя в нем. Вот почему, по мнению ученых, рисовать ребенку так же необходимо, как и разговаривать. Ведь неслучайно Л. С. Выготский называл рисование «графической речью».

  Будучи на прямую связанным с важнейшими психическими функциями - зрением, двигательной координацией, речью и мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой. Помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося представления о мире. Наконец, рисование - это важный информационный и коммуникативный канал.

Игры для мальчиков. Подсказка для родителей «Как организовать детский досуг»

Мамочки и папочки, никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик со своими особенностями мышления, общения и восприятия.
ЧЕГО МЫ ЖДЕМ ОТ НАШИХ СЫНОВЕЙ:
Что наши мальчики вырастут:
1. Умными
2. Сильными
3. Смелыми и решительными
4. Заботливыми

ВОСПИТЫВАЯ МАЛЬЧИКА - ПОМНИТЕ:
•Мальчики острее воспринимают разлуку с мамой, чем девочки.
•Мальчики начинают ходить на 2-3 месяца позднее девочек, а говорить на 4-6 месяцев позже.
•Мальчики долго включаются в работу, поэтому самые сложные задания следует выполнять во второй половине занятия.
•Игры мальчиков требуют большего места, часто сопровождаются толчками и шумом.
•Задавая вопросы, мальчики ждут от вас конкретных и четких ответов
•Если вы недовольны мальчиком, изложите ему свои претензии кратко и четко, иначе он не дослушает вас до конца. И не потому что он плохой, а потому что его мозг так устроен.
•У мальчиков высокая поисковая активность, поэтому стоит ему предлагать самому найти решения задачи

ГЛАВНЫЙ СОВЕТ ПАПАМ:
Дорогие и уважаемые наши папы, вы растите не просто мальчиков, а мужчин завтрашнего дня. Каким будет это завтра, зависит во многом от вас. Уже сегодня ваши малыши внимательно вглядываются в каждое ваше действие. Как вы дарите маме цветы, и какие слова говорите, как чините машину и делаете зарядку, как повязываете галстук и брейтесь утром. За всеми вашими действиями без устали наблюдают влюбленные глаза вашего маленького сына. Во всем этом вы для него идеал истинно мужского поведения. Во многом именно от вас зависит его будущее счастье. Но помните ваш ребенок личность, и у него свой жизненный путь, свои интересы, цели и увлечения. Любите его таким, какой он есть.

ГЛАВНЫЙ СОВЕТ МАМАМ:
Мама- первый и самый важный человек в жизни ребенка, а для мальчика первый, самый важный
образ женщины. Именно ваше отношение и ваша любовь к нему станут залогом его уверенности в себе, а значит и залогом успеха. Первые цветы и комплименты, помощь вам по хозяйству и попытки вас защитить- на всем этом будет строиться мировоззрение будущего мужчины. Именно смотря на вас он будет понимать- КТО ТАКАЯ ЖЕНЩИНА. Старайтесь общаясь со своим сыном поощрять те качества которые вы особенно цените в мужчинах: решительность и смелость, щедрость и доброту, мужественную нежность и умение сдерживать эмоции и так далее.

НА ДОСУГЕ С МАЛЬЧИКОМ:
Ваши сыновья с удовольствием займутся следующим:
1. Подвижные игры: салки и прятки, казаки разбойники и зарница. Все эти старые и зачастую забытые игры по достоинству оценят ваши мальчики.
2. Спорт для мальчиков: футбол и хоккей, единоборства и легкая атлетика, лыжи и плаванье.
3. Сюжетные игры с современными героями (человек-паук и. т. д) и строительные игры из разных конструкторов.
4. А также рисование, конструирование и собирание разных технических средств (машин, оружия и. т. д)

Эстафеты: на велосипедах и самокатах очень любят мальчишки.
-проехать змейкой на велосипедах.
-объехать препятствие на самокате, меняя опорную и толчковую ногу

Данная консультация поможет родителям решить в какую спортивную секцию можно отдать своего ребенка.

Основные моменты при выборе спортивной секции

1. Не ведите туда, где поближе. Веди туда, где ребенку будет нравиться. Нужно выбирать вид спорта вместе с ребенком. Если он еще маленький и знает не все виды спорта, познакомьте его с ними. Покажите картинки и видео из интернета, расскажите правила, объясните, чем каждый из видов спорта полезен и интересен. 
2. Без трудностей не обойтись, но именно они и закаляют характер. Только пусть эти трудности будут в преодолении сложностей на пути к любимой цели. 
3. Оцените, подходит ли выбранный вид по состоянию здоровья. Сначала – к врачу. Врач подскажет вам, подходят ли ребенку выбранные виды спорта. 
4. Когда речь идет о малышах, важно обратить внимание на тренера, педагога. Нужно навести справки, понаблюдать самим. Быть можно талантливым спортсменом, но плохим тренером. 
5. Лучше, если в группе будут ровесники. Кроме возраста важно учитывать вес и рост ребенка. 
6. Не экономьте на защитных приспособлениях. Убедитесь, что спортивное оборудование, принадлежности и покрытия в секции поддерживаются в хорошем состоянии.

Как выбрать для ребенка спортивную секцию?

Совет первый: секция рядом с домом
Большие расстояния утомительны. Первыми устают от дальних поездок на тренировку отнюдь не дети – взрослые. Именно со стороны взрослых провоцируются прогулы, а в дальнейшем – отказ от занятий. Поэтому помните на поездку в спортивную секцию нужно тратить не более 40-50 минут.
Совет второй: учесть индивидуальные особенности
Учесть состояние здоровья. Для здорового ребенка открыты двери всех спортивных секций, чего не скажешь о детях со слабым здоровьем. Но в этом случае необходимо искать вид спорта, подходящий конкретному ребенку. Учесть его индивидуальные особенности физического развития. Учесть характер ребенка
Совет третий: выбирайте хорошего тренера
Сходить на тренировку, понаблюдать со стороны. Поговорить с родителями детей, посещающих секцию. Поговорить с самим тренером.

Как выбрать хорошего тренера?

Прежде чем приводить своего ребенка на секцию, не поленитесь – нанесите визит на занятия к тренеру. Приходить лучше без ребенка. Посмотрите, как проводится тренировка: прежде всего, обратите внимание на настроение детей. Занимаются ли ребята с удовольствием, или наоборот – напряженно. Должна ощущаться доброжелательная рабочая обстановка, в которой у детей, что называется, «горят глаза». Бойтесь тренерского сюсюкания с воспитанниками, однако еще более опасайтесь хождения детей «по струнке». Должна быть дисциплина, а не «муштра». Оцените ритм занятий: у хорошего тренера они всегда проходят в резвом темпе, однако упражнения обязательно перемежаются расслабляющими играми или эмоциональными эстафетами. Разумеется, не упустите из виду внешний вид тренера. Подтянутость и аккуратность в одежде – почти всегда гарантия серьезного и уважительного отношения к своей работе.
Поговорите с родителями детей, которые занимаются у этого тренера давно. Не ограничивайте свой круг общения только мамами или только отцами. Выслушайте мнения обоих. Уточняйте, пунктуален ли он, часто ли шутит, умеет ли разумно сочетать политику «кнута и пряника», быстро ли запоминает имена новых воспитанников – все это идет в плюс претенденту. Поинтересуйтесь также послужным списком тренера, то есть результатами выступления его воспитанников в соревнованиях. 
Если отвечает с раздражением, подчеркнуто холодно или невежливо – скорее всего, в процессе занятий будут проблемы и у ребенка. Обстоятельно расспросите наставника об условиях приема в школу, режиме тренировок и критериях отбора. 

Рекомендуемые виды спорта в дошкольном возрасте

Плавание - с 0 месяцев 
Укрепляет нервную систему, помогает правильному формированию костно-мышечной системы, улучшает дыхание и кровообращение. Особенно полезно детям со сколиозом, гастритом, ожирением.
Противопоказания: открытые раны, кожные заболевания, заболевания глаз и ЛОР - органов, инфекционные заболевания, туберкулез, ревматические поражения сердца в стадии обострения, язвенная болезнь.

Ушу, дзюдо, карате - с 4-5 лет 
Способствует развитию гибкости тела и конечностей, развивает умение сохранять равновесие и управлять дыханием.
Противопоказания: заболевания опорно-двигательного аппарата, сердца, почек, глаз

Фигурное катание - с 4 лет 
Совершенствует гибкость, ловкость, вестибулярный аппарат, глазомер. Улучшает работу сердца и сосудов, повышает работоспособность, выносливость.
Противопоказания: близорукость, проблемы с вестибулярным аппаратом, косолапость, миопия.

Художественная гимнастика - с 3-4 лет
Помогает приобрести гибкость, ловкость, правильную осанку, умение красиво двигаться, Повышает самооценку, формирует спортивный характер.
Противопоказание: близорукость, миопия любой степени.


Хоккей - с 5-6 лет
Укрепляются сердечно-сосудистая, дыхательная, нервная системы, опорно-двигательный аппарат. Дети становятся более собранными, организованными.
Противопоказания: близорукость, порок сердца, нестабильность шейных позвонков

Футбол, волейбол, баскетбол - с 5-6 лет
Развивают быстроту и точность реакций, ловкость, глазомер, улучшают осанку. Воспитывают волевые качества. Учат работать в команде.
Противопоказания: порок сердца, нестабильность шейных позвонков, плоскостопие, язвенная болезнь, бронхиальная астма, миопия (близорукость)

Верховая езда - с 4 лет
Лечит болезни опорно-двигательного аппарата, помогает решить проблемы с психикой, вырабатывает осанку, привычку держать равновесие.
Противопоказания: специальных требований нет, понадобиться лишь справка от педиатра и окулиста.

Большой теннис - с 5-7 лет
Развивает быстроту реакции, ловкость, координацию движений, прыгучесть. Совершенствует самообладание, интуицию. Учит тактике и стратегии.
Противопоказания: нестабильность шейных позвонков, плоскостопие, миопия, язвенная болезнь желудка или 12-перстной кишки.

Настольный теннис - с 5 лет
Развивает координацию, дыхательную систему, мелкую моторику, улучшает почерк.
Противопоказания: нет


Не настраивайте ребенка сразу на высокие достижения. Главное – здоровье и гармоничное развитие. Если все пойдет хорошо и ребенку будет интересен спорт – он сам захочет чего-то достичь. Ключевое слово – «сам». Если же его изначально мотивировать на большой спорт, это может вызвать чувство неуверенности в себе, страх не справиться и подвести родителей, не оправдав их ожиданий.
Стоит учесть эту информацию, выбирая секцию для ребенка. Но этого недостаточно. Что еще поможет сделать правильный выбор? Если вы не можете отдать ребенка в секцию, следует самостоятельно обеспечить ребенку достаточную физическую активность. Устраивайте командные игры по выходным с родственниками и друзьями. Сделайте традицией пробежки семьей. Купите ребенку собаку – гуляя с ней, он будет и бегать, и прыгать. Оборудуйте дома спортивный уголок и научите малыша подтягиваться. Приобретите для малыша велосипед, лыжи, коньки, самокат, мяч и т.д. 

Возможности есть всегда! Воспользуйтесь ими ради здоровья и отличной физической формы вашего ребенка!

Многие дети, как только немного подрастут, начинают просить у родителей завести какое-нибудь домашнее животное. Взрослые же, в свою очередь, не торопятся этого делать, отговариваясь на недостаток времени на уход и аллергию. Рассмотрим, какие же плюсы и минусы у содержания различных животных на самом деле.

1. Котёнок:
минусы:
- линяет, шерсть разносится по всей квартире и может вызвать аллергию;
- передвижение животного трудно ограничить, следовательно, он может что-нибудь погрызть и испортить;
- несмотря на приобретение когтеточки, многие кошки продолжают царапать мебель и обои;
- необходимо следить за чистотой и состоянием лотка;
- котов, гуляющих на улице необходимо вовремя прививать.
плюсы:
- котёнка не надо выгуливать;
- его легче взять с собой в переноске, например, в загородную поездку;
- милое животное успокаивает нервы и создает ощущение домашнего уюта;
- существуют породы бесшерстных (голых) кошек, что решает проблему шерсти и аллергии.
2. Щенок:
минусы:
- собака не будет ходить дома в лоток (за исключением маленьких пород, которые могут привыкнуть к впитывающей пеленке) и её необходимо выгуливать;
- нельзя оставлять щенка надолго одного дома;
- собака также может что-нибудь покусать и испортить, хотя площадь её воздействия гораздо меньше кошачьей;
- необходимо своевременно прививать животное;
- с пушистыми и длинношерстными собаками также возникает проблема распространения шерсти и аллергией;
- необходимо дрессировать собаку, или обучить её хотя бы элементарным командам;
- соседи могут жаловаться на лай собаки.
плюсы:
- можно взять с собой за город;
- собака - умный, верный друг, а некоторые породы даже могут присматривать за малышом;
- щенок может выступить в роли охранника - многие, даже довольно мелкие собачки могут грозно лаять за дверью на незванных гостей;
- правильно воспитанная собака не укусит хозяина и уж тем более не поцарапает, в отличие от кошки.
3. Рыбки:
минусы:
- необходимо чистить аквариум;
- сухой корм может вызвать аллергию;
- их невозможно взять с собой - поэтому, если вы уедете, необходимо будет найти человека, который бы ухаживал за рыбками.
плюсы:
- приятно наблюдать - успокаивают нервную систему;
- довольно просты в обиходе;
- не портят имущество, не издают посторонних звуков;
- сухой корм можно заменить на замороженный (мотыль, например) - тогда аллергии не будет, а испарения воды увлажняют воздух, что пойдёт на пользу даже астматикам.
4. Хомяки, кролики:
минусы:

- могут вызывать аллергию;
- из клетки может высыпаться мусор от подстилки;
- необходимо чистить клетку;
- хомяки живут очень недолгое время.
плюсы:
- радиус их передвижений легко ограничивается клеткой;
- можно взять с собой за город;
- милые, пушистые создания порадуют малыша.
5. Птицы (попугаи, канарейки):
минусы:

- сухой корм - возможно возникновение аллергии;
- как и у хомяков, необходимо чистить клетку и возможно распространение мусора вокруг неё;
- возможно передвижение попугая по квартире, несчастные случаи с ним и, как следствие, слезы и расстройства у ребёнка;
- птицы также издают посторонние звуки.
плюсы:
- клетку с птицей можно взять с собой за город;
- площадь их воздействия ограничивается клеткой;
- не портят имущество;
- неприхотливы в питании.

Таким образом, практически любому малышу можно подобрать какого-нибудь домашнего питомца, за которым он будет наблюдать и ухаживать. Это развивает в ребёнке чувство ответственности, милосердие, доброту и расширяет его кругозор.
Но необходимо также помнить о всевозможных инфекциях, приобретать животных в надежных, проверенных местах, регулярно показывать ветеринару и правильно ухаживать за ними.

Любой взрослый, так или иначе, участвует в воспитании подрастающего поколения. Мы являемся родителями для своих детей, бабушками и дедушками для своих внуков, учителями и воспитателями. Все мы одновременно создаём ту социальную среду, в которой растут и развиваются свои и чужие дети, формируется новое поколение.

   В недалеком прошлом человек рождался и умирал в одной и той же семье, часто в одном и том же доме. Семья существовала дольше, чем человек, она была долговечнее. Дети вырастали при непосредственном участии бабушек и дедушек. Их окружали родные и двоюродные братья и сестры, родственники мужа и жены, представители разных поколений. Большой спектр нравственных проблем решался стихийно. Ребенок с ранних лет наблюдал, как строятся взаимоотношения его родителей с другими родственниками, как общаются старшие и младшие.
  В современном обществе, особенно в городских семьях, положение совсем другое. Конкретная семья изживает себя задолго до того, как проходит жизнь рожденного в ней человека. Мы рождаемся в семье своих родителей, которые к этому времени нередко живут отдельно от наших бабушек и дедушек. Затем, вырастая, мы создаем свою семью, тоже отдельно от родителей. Затем из нашей семьи уходят выросшие в ней дети, и мы, оставшись вдвоем с супругом, как бы оказываемся в третичной семье, которую воспринимаем по-новому. Получается, что человек успевает в течение жизни сменить несколько семей с разными укладами, непохожими ролями, видоизменяющимися отношениями.
  Как это сказывается на нравственном воспитании подрастающего поколения? Ребенок теперь в большинстве случаев растет в малочисленной и простой по структуре семье, состоящей из родителей и одного-двоих детей. Где бабушки и дедушки? Даже если они и живут в том же городе, то зачастую отдельно. По статистике, семьи, включающие в себя одну брачную пару (т.е. живущих без родителей супругов), составляют 79,6%. Как видим, подавляющее большинство детей растер в семьях без бабушек и дедушек.
  Кроме того, бабушки и дедушки резко помолодели. Ко времени появления внуков они обычно еще далеки от пенсионного возраста и нередко больше заняты работой, чем молодые родители. Воспитанные на литературных образцах, мы представляем себе бабушку спокойной, никуда не спешащей, уютной старушкой. Она накормит, свяжет теплые носки, расскажет сказку внуку или внучке. Но у теперешних дошкольников иной стереотип: их бабушки настолько молоды, что еще носят джинсы. Их профессиональные интересы, общественные нагрузки занимают все свободное время. Внукам достаются привезенные из командировок подарки и воскресные загородные поездки. Из постоянных воспитателей, доверенных лиц малышей, бабушки превратились в гостей, которые щедро одаривают своих ранних внуков, но разобраться в их проблемах, вникнуть в интересы дошкольников не успевают.
  Во многих семьях бабушками становятся прабабушки, которые уже не работают. Они сидят с малышами вечерами или забирают их на выходные, когда родители «отпрашиваются» в гости или в кино. Они читают сказки и возят своих дошкольников в зоопарк. Но ведь и эти бабушки обычно живут отдельно, и у них дети бывают нерегулярно. Тот жизненный опыт, который в патриархальных семьях стихийно помогал нравственному воспитанию, теперь играет незначительную роль. Эпизодичность общения детей с бабушками и дедушками усложняет усвоение норм взаимоотношений.
  Бывает и наоборот: гостями для ребенка оказываются собственные родители. Теперь, когда браки заключаются очень рано, когда один или оба родителя еще учатся в вузах, техникумах, училищах, все чаще малышей забирают к себе бабушки и дедушки, особенно если хотя бы один из них уже может оставить работу. Так возникает новая проблема, о которой поется в песне: «Я у дедушки живу, я у бабушки живу. Папа с мамой ходят в гости к нам». И снова оказывается, что ребенок не окружен постоянно родными ему людьми разных возрастных групп. Самые значимые для него родственники предстают перед ним в односторонних, незначимых ролях. Родители при встречах стараются развлечь своего ребенка, оставить как можно более яркое впечатление о своем визите. Повседневные заботы, среди которых есть и тягостные, и не всегда приятные, остаются вне пределов их внимания.
  Если ребенок находится на попечении бабушки и дедушки в течение нескольких лет, ему потом очень трудно привыкать к родительской семье. Здесь все не так, как у бабушки с дедушкой. Обстановка нервознее, потому что темп жизни быстрее, еда не такая вкусная, так как некогда ее тщательно и разнообразно готовить, мама с папой не такие веселые, какими они были, когда приходили в гости к бабушке с дедушкой. Все это не нравится дошкольнику, он хочет вернуться в привычную для него атмосферу. Перестройка взаимоотношений может оказаться настолько болезненной, что у дошкольника появляются те или иные невротические симптомы: нарушается сон или аппетит, затрудняются контакты со сверстниками, появляются раздражительность, капризность, вялость, отвлекаемость внимания.
  Что касается нравственных требований, то они практически никогда полностью не совпадают у среднего и старшего поколений. Бабушки и дедушки зачастую оказываются мягче, терпеливее, чем родители. Они умудрены опытом, поэтому их требования отличаются последовательностью и планомерностью. А молодые папы и мамы могут проводить «кампании» по ликвидации вредных привычек или по экстренному обучению ребенка труду. Им кажется, что можно одновременно «обрушивать» на своего ребенка целый каскад новых для него требований, пожеланий, советов.
С другой стороны, бабушки и дедушки нередко оказываются в таких ситуациях, которые требуют от них давать внукам знания, ранее не встречавшиеся в их собственном опыте. Новизна жизненных ситуаций, незнакомые старшему поколению проблемы – все это значительно проще решать родителям. Кроме того, молодые родители смелее, решительнее, чем бабушки и дедушки. Они скорее разрешат своему ребенку поплавать не у самого берега, попрыгать, научиться влезать на дерево в лесу. Их меньше беспокоит испачканная одежда ребенка, пропущенные часы обеда. А ведь иногда такое нарушение режима ради непосредственного веселого отдыха и общения не только оправданно, но и необходимо. Родители рискнут взять с собой малыша в туристический поход, поведут на интересную художественную выставку, в театр, на концерт. Рядом с родителями дошкольник чувствует себя более взрослым и самостоятельным.
  Для успешного развития личности дошкольника необходимо разумное сочетание воспитательных воздействий представителей разных поколений. Стабильность, обстоятельность бабушек и дедушек и каждодневный поиск нового, оригинального, который ведут молодые родители, взаимно уравновешивают друг друга. Снисходительность дедушки и требовательность папы, бабушкина сердечность и мамина повседневная внимательность к нуждам своего ребенка – разве можно отказаться хотя бы от одной из этих составляющих единого семейного воспитательного процесса?
Итак, бабушки и дедушки несомненно нужны ребенку для его нормального взросления. А нужны ли внуки пожилым людям? Вопрос скорее риторический для тех людей, у которых внуки уже появились. Большинство бабушек и дедушек отмечает, что любовь к внукам, новые заботы и воспитательные сложности возвращают им молодость, яркость переживаний, остроту восприятия, жизненные силы.
  Особенно актуальной становится потребность в воспитании внуков у тех бабушек и дедушек, которые уходят на пенсию. Лишившись активной профессиональной и общественной деятельности, пожилые люди начинают болезненно ощущать свою незанятость, даже «ненужность». Нередко подобные переживания оказываются причиной обострения различных заболеваний, тяжелых депрессивных состояний. Гораздо безболезненнее происходит перестройка жизненного ритма, способа жизнедеятельности у тех пенсионеров, которые активно включаются в воспитание внуков, помогают вести домашнее хозяйство, ухаживают за детьми во время болезней, давая возможность матерям не слишком часто пропускать работу. По сведениям науки о старении – геронтологии, психологическая подготовка личности к наступающей старости протекает наиболее успешно в тех случаях, когда человек сохраняет как можно дольше активность, знает о своей незаменимости, нужности кому-то, может использовать имеющиеся у него знания, умения.
Воспитание внуков возвращает старшему поколению радость творчества наиболее сложного и тонкого – лепки идеалов, создания нового человека, свободного от недостатков бабушек и дедушек и наделенного теми достоинствами, которые они не сумели развить в себе и своих детях. Внуки дарят пожилым людям ту искреннюю привязанность, то тепло, которое по-новому окрашивает смысл их жизни. С появлением внуков для бабушек и дедушек как бы отодвигаются горизонты, расширяется перспектива, по-новому воспринимается будущее.
 Дошкольники, имеющие возможность общаться как с родителями, так и с бабушками и дедушками, приобретают ценнейший социальный опыт. Они окружены разноплановыми взаимоотношениями родных, близких людей, имеют возможность наблюдать, как столь непохожие друг на друга взрослые согласованно сотрудничают, помогают друг другу. То, что стихийно усваивается в детстве, в значительной мере определяет социальное лицо будущего полноправного члена общества. Отношение родителей к старшему поколению становится для дошкольника законом, разумеется, при условии согласованных, дружных взаимоотношений разных поколений в семье. Неурядицы между взрослыми становятся для ребенка непосильной нагрузкой, авторитет взрослых падает.
  По данным массовых социологических исследований, подавляющее большинство родственников хочет жить в одном доме или микрорайоне. Встречи родителей с взрослыми детьми происходят чаще одного раза в неделю более чем у 80% семей. Одним из основных мотивов встреч является совместный уход за ребенком. Былые противоречия между поколениями ликвидируются, конфликты «отцов и детей» изживают себя. Различия же во вкусах, образовании, интересах не мешают нормальному взаимодействию.
 Преемственность поколений в семье осуществляется в форме совместного решения возникающих проблем, в организации досуга и общения, в управлении деятельностью дошкольника.