Речь любого человека осуществляется очень сложным анатомо - физиологическим аппаратом. Он состоит из центрального органа - головного мозга и периферических органов речи: органов слуха, дыхания, голоса, артикуляции. Все эти органы под воздействием центральной нервной системы взаимодействуют друг с другом, и каждый из них играет свою определённую роль. Нарушение одного из них отражается на деятельности остальных.

  Для становления речи период от 0 до 5 лет является определяющим. В это время интенсивно развивается мозг и формируются его функции. И именно в этот период функции центральной нервной системы легко поддаются тренировке. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда.
 Критическим периодом развития речи является возраст до 3 лет. У ребёнка заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, он накапливает большой словарный запас, овладевает главными формами родного языка. Если малыш родился и развивался без патологий, но родители мало уделяли внимания развитию речи, то в дальнейшем будет очень трудно наверстать упущенное время. Задержка речевого развития на начальных возрастных ступенях не может быть компенсирована впоследствии.
  Формирование речи - длительный и сложный процесс. Родители должны помочь развить речь своему ребёнку.

СОВЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

- С момента рождения малышу важно слышать полноценную, правильную речь близких людей, видеть их лица, наблюдать за правильной артикуляцией.
- Многократно называйте свои действия, предметы домашнего обихода.
- Чаще берите младенца на руки, пеленайте, кормите - ему необходим постоянный телесный контакт с матерью.
- Ребёнок заговорит только тогда, когда его захотят слушать. 
- Нужно всячески поощрять попытки ребёнка заговорить.
- Нужно говорить с малышом короткими фразами, медленно.
- Нельзя «сюсюкать», говорить «детским языком» и позволять это делать другим.
- Хорошо читать ребёнку каждый день и не отказывать, если малыш попросит прочитать полюбившуюся книжку ещё раз.
Важно развивать любопытство, стремление задавать вопросы. Для этого отвечайте на каждый детский вопрос.

Любите своего ребёнка и не сравнивайте его с другими детьми.

Литература: Домашний логопед/ Н.Г. Вологодина/-Ростов н/Д.:Феникс, 2006-256с.-( Неотложка для родителей).

Введение
В современном мире проблема нарушения речи у дошкольников и младших школьников в последние годы приобрела глобальный характер. В частности, это проблема дизартрии, начиная от стертой формы дизартрии и заканчивая более тяжелыми формами. Большинство родителей, по вполне понятным причинам, испытывают некоторые трудности, замешательство и страх при первичном озвучивании диагноза «Дизартрия», который может быть поставлен специалистами ПМПК (психолого-медико-педагогическая консультация), неврологом или невропатологом. В данной статье мы бы хотели более подробно рассмотреть понятие дизартрии, причины ее появления и подходы к ее лечению и коррекции. Пытливые и неравнодушные к проблемам здоровья и воспитания детей родители, изучив проблему дизартрии, смогут вовремя констатировать факт ее наличия или отсутствия у своего ребенка и незамедлительно обратиться за помощью. 
Родителям следует знать, что коррекционная работа с детьми – дизартриками не должна заканчиваться на логопедических занятиях и в группе. Важно понимать, что для наилучшего результата, эту работу следует продолжать и дома, и на прогулке, и в любых совместных делах.

1. Понятие дизартрии
Дизартрия – это расстройство произносительной организации речи, которое связано с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата. При дизартрии нарушается речевая моторика, речевое дыхание, голос, и просодическая сторона речи (изменения темпа речи, ритма и интонации). В случаях тяжелых поражений возникает анартрия – нарушение речи, при котором полностью отсутствует способность произносить звуки, слоги, слова, иными словами речь. Дизартрия обычно сопутствует ДЦП.
В зависимости от того, где конкретно находится место поражения, в центральной или в периферической нервной системе, от тяжести нарушения и от времени, когда возник дефект, по-разному проявляются и нарушения при дизартрии.
Нарушения артикуляции звуков, нарушения фонации, затрудняют, а иногда и полностью препятствуют нормальной членораздельной звучной речи. Такие нарушения представляют собой называемый первичный дефект. Первичный дефект опасен тем, что может привести к возникновению вторичных проявлений, осложняющих его структуру. Это ЗПР, ОРН 1, 2, 3 уровня, нарушение коммуникации, нарушения в формировании личности и т.д.
Многие ученые и ведущие логопеды занимались изучением проблем дизартрии. Их исследования показывают, что категория детей с дизартриями очень неоднородна с точки зрения двигательных, психических и речевых нарушений.

2. Формы дизартрии
Существует пять основных клинических форм дизартрии, но некоторые авторы как отдельную форму дизартрии или дизартрический компонент выделяют стертую форму дизартрии. Классификация клинических форм дизартрии основывается на выделении различной локализации поражения мозга. В чем различие форм дизартрии? Каждая форма дизартрии имеет свои специфические дефекты звукопроизношения, нарушения голоса, его силы и высоты, нарушения темпа и ритма, степени расстройства артикуляционной моторики. Следовательно, дети с разными формами дизартрии, отличающиеся степенью нарушения артикуляции звуков, степенью нарушенности компонентов просодики, будут нуждаться в различных приемах логопедического воздействия и в разной степени будут поддаваться коррекции. 
1. Бульбарная дизартрия
2. Подкорковая дизартрия
3. Мозжечковая дизартрия
4. Корковая дизартрия
5. Псевдобульбарная дизартрия (выделяют легкую, среднюю, тяжелую формы)
6. Стертая форма дизартрии
Вне зависимости от формы дизартрии у всех детей нарушается
просодическая сторона речи.
3. Причины дизартрии у детей
Дизартрия у детей появляется в результате органического или функционального поражения мозга, что в свою очередь вызвано разнообразными вредоносными факторами, которые могут воздействовать на организм: 
1) до рождения ребенка в процессе внутриутробного развития (инфицирование матери или плода (острые, хронические инфекции), кислородная недостаточность (гипоксия), интоксикация, токсикоз беременности, патология плаценты и т.д.);
2) во время рождения (затяжные или, напротив, стремительные роды, родовые травмы, сдавление мозга, ведущие к нарушению мозгового кровообращения или кровоизлияниям в мозг ребенка).
3) вскоре после родов (инфекционные заболевания мозга и мозговых оболочек (менингит, энцефалит), гнойного среднего отита, гидроцефалии, черепно-мозговой травмы, тяжелые интоксикации)

4. Механизм нарушений речи при дизартрии
Почему при дизартрии нарушается членораздельность, внятность речи, интонация, темп, высота и сила голоса? Потому что из центрального отдела речевого и двигательного анализатора двигательные команды передаются к периферическим органам речи по проводящим нервным путям. Когда происходит органическое поражение непосредственно двигательных нервов или речевых отделов в головном мозге, становится невозможной полноценная передача нервных импульсов, а в речевых мышцах развиваются явления пареза или паралича. А так как парезы распространяются, кроме мышц губ и языка, и на нёбные мышцы, мышцы голосовых связок, а также на мышцы органов дыхания, то при этом мы видим нарушение артикуляции звуков, нарушение голосообразования и нарушение речевого дыхания.
У большинства детей с дизартрией наблюдается нарушение чувствительности речевых мышц, поэтому они почти не ощущают положения своих органов артикуляции. Именно отсутствие чувствительности речевых мышц вызывает затруднения в нахождении нужной артикуляции разных артикуляционных укладов.
При выраженной форме дизартрии речь страдает во всех своих звеньях.
Таким образом, речь при дизартрии можно охарактеризовать по следующим признакам: 
1) Больше всего страдает качество звукопроизношения. Связано это с парезами губ, языка, нижней челюсти. В этом плане родителей должны насторожить звуки, издаваемые маленького ребенком – горловые, межзубные, боковые, губно-зубные.
2) Нарушена сама организация речи.
3) Наблюдается нарушение просодической стороны речи, то есть ритма речи, ее темпа, явления ринофонии (говорит «в нос»), дисфонии (затухание звука к концу фразы), интонационно-мелодической стороны речи – сила звука, высота, интонационная окраска.
4) Нарушаются ритм дыхания, глубина дыхания, координация вдоха и выдоха. Особенно выражены дыхательные нарушения при гиперкинетической форме дизартрии.
Нарушение артикуляционной моторики проявляется в виде изменения тонуса артикуляционных мышц, ограничения объема движений, координаторных расстройств, наличии разного рода синкинезий (сопутствующих движений), тремора, гиперкинезов языка и губ, нарушения дыхания, расстройства голосообразования. В целом речь при дизартрии нечеткая, смазанная, монотонная.

5. Условия логопедической работы по коррекции дизартрии 
Логопедическую работу с любым нарушением речи желательно начинать в младшем дошкольном возрасте, и дизартрия не исключение. Чем раньше начата работа, тем больше условий мы сможем создать для полноценного развития всех сторон речевой деятельности, в том числе коррекции интонационной выразительности речи, а также оптимальной социальной адаптации ребенка. Однако следует понимать, что результаты систематической работы по формированию основных компонентов просодики у детей с дизартриями в значительной мере зависят от формы дизартрии, от степени тяжести нарушения, а также от соблюдения всех необходимых условий.
Обязательные условия при работе с дизартриями:
1) Комплексное медико-психолого-педагогическое воздействие. Для достижения результата требуется обязательный медикаментозный фон для обеспечения питания ЦНС. Необходима квалифицированная помощь невролога, невропатолога.
2) Степень участия самого ребенка в коррекционном процессе, степень его инициативности.
3) Постоянная работа с родителями, участие родителей в коррекционном процессе. Взаимосвязь в работе логопеда и других педагогов (учителя, воспитателя).
4) Систематичность проведения занятий.
5) Развитие просодической стороны речи: мелодико-интонационной окраски, процессов дыхания, голосообразования.
6) Развитие артикуляции, звукопроизношения.
7) Развитие слухового внимания, фонематического восприятия, коррекция речевого дыхания.
8) Нормализация мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре, развитие произвольных движений мимической мускулатуры.
9) Формирование кинестетической и кинетической основы артикуляторных движений.
10) Коммуникативная направленность обучения.
Из вышесказанного следует, коррекция звукопроизношения и компонентов просодики, в комплексе с другими мероприятиями, являются одними из основных моментов в работе с дизартриями.

  • ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАГАДОК В РАЗВИТИИ РЕЧИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
  • Логоритмика для малышей
  • ТАЛАНТЫ ДЕТЕЙ – НА КОНЧИКАХ ИХ ПАЛЬЦЕВ
  • Организация полноценной речевой среды для детей младшего дошкольного возраста

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАГАДОК В РАЗВИТИИ РЕЧИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Игра «Отгадай загадку»

 Игра такого типа подойдет детям 3-4 лет. В загадках в сжатой форме описываются наиболее яркие признаки предметов или явлений, поэтому их отгадывание формирует способность к анализу, обобщению, умение выделять характерные признаки предмета и делать выводы. Некоторые загадки обогащают словарь детей, помогают увидеть переносные значения слов, учат образному мышлению. Чтобы вызвать у ребенка интерес к доказательству, обращайте его внимание на то, что, если отгадка приводится без доказательства, возможен другой ответ. Например, «Красная девица сидит в темнице, коса на улице». Дети, как правило, быстро находят ответ на вопрос «Что это?», а вот в доказательствах затрудняются. На вопрос «Почему?» обычно отвечают: «Потому что красная». Необходимо обратить внимание детей на другие признаки, указанные в загадке. Если дети поймут, что «сидит в темнице» означает «растет в земле», тогда можно задать вопрос: «А не редис ли это? Ведь тоже в земле растет и тоже красный?». Обратите внимание малыша на то, что «в темнице сидит» именно «она», поэтому предметы мужского рода (лук, чеснок, редис) сразу отпадают. Ребенок должен усвоить: даже незначительные на первый взгляд детали играют существенную роль в доказательстве. Затем обратите внимание на то, что «она» растет на грядке: «Может быть, автор загадки имел в виду свеклу? Ведь она тоже красная». Пусть малыши порассуждают. Предложите свою версию: свекла на самом деле не красная, а темно- бурая. Объясните, что словосочетание «красная девица» имеет еще и другое значение: автор имел в виду прежде всего не цвет, а ее красоту. Те же самые наводящие вопросы можно использовать, если ребенок не знает отгадки. Так он будет учиться думать, доказательно излагать свои мысли, строить рассуждения. Младшим дошкольникам можно предложить следующие загадки.

Логоритмика для малышей

 Обучение правильному звукопроизношению – это одно из направлений развития речи детей 3-4 лет.Одним из видов речевой работы является логоритмика. Она помогает соединить речь с движением, способствует развитию чувства ритма, нормализации и регулированию темпа высказывания (Э.Жак-Далькроз, В.А.Гринер, Г.А.Волкова).Фонетическую и логопедическую ритмику с успехом используют в психотерапии как часть кинезотерапии («терапия (лечение) движением»).Занятия ритмикой с детьми, имеющими слуховые, речевые, двигательные и интеллектуальные нарушения способствуют решению коррекционных задач:üактивизация высшей психической деятельности через развитие зрительного и слухового внимания;üувеличение объема памяти;üразвитие зрительного и слухового внимания;üразвитие артикуляторного аппарата;üформирование двигательных навыков.Логоритмические занятия включают двигательные, речевые и дыхательные упражнения, пальчиковые и подвижные игры, упражнения на развитие внимания и памяти, танцы под ритмодекламацию, простую артикуляционную гимнастику, песни и стихи, сопровождающиеся движениями, упражнения на релаксацию.Большое значение на логоритмических занятиях имеет музыка. 

(книга М.Ю.Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет» М., 2006г.)

ТАЛАНТЫ ДЕТЕЙ – НА КОНЧИКАХ ИХ ПАЛЬЦЕВ

При организации работы по укреплению мышц рук, развитию ловкости и координации движений используют разнообразное спортивное оборудование, игрушки и мелкие предметы. Личный контакт с каждым ребенком, атмосфера увлеченности и радости помогает детям чувствовать себя уверенно при проведении подобных упражнений.Для того чтобы их выполнение стало увлекательной игрой, можно использовать разнообразные приемы: Пальчиковая гимнастика; Показ при помощи рук различных изображений («очки», «стул», «колокольчик», «зайка» и т.д.), которыми может сопровождаться чтение потешек или сказок; Конструирование из счетных палочек; Лепка из соленого теста и теплого воска; Обрывание бумаги разной плотности и фактуры (папиросной, газетной, картона и др.)Восторг вызывает создание запланированного беспорядка – разрывание цветной бумаги на мелкие кусочки, подбрасывание вверх, любование их полетом («разноцветный бумажный дождь») с последующим сбором обрывков и выполнением аппликации «Радуга»; Сминание, а затем разглаживание ладонями и пальцами скомканного листа бумаги; Выполнение аппликаций из природного материала (семян, яичной скорлупы и т.д.); Выкладывание из морской гальки на фоновой бумаге различных изображений (узоров, геометрических фигур, букв и др.); Нанизывание бус и пуговиц на проволоку, тесьму или леску; Создание на ткани изображений и узоров из цветных нитей; Сматывание шерстяной или хлопковой пряжи в клубки; Завязывание бантов и узлов различной конфигурации; Перебирание и сортировка различных круп и семян (рис, пшено, горох, фасоль, бобы и т.д.).Летом прекрасным тренажером для развития мелкой моторики является песок. Дети оставляют на влажном песке отпечатки ладоней, глубоко погружают руки в чистый сухой песок, просеивают его между ладонями. Строительство дорог, туннелей, гор, мостов, рисование по мокрому песку пальцами или палочкой, выкладывание узоров из мелких камешков – увлекательное занятие.С удовольствием дошкольники играют в «археологов» - проводят раскопки в песке. Используя палочки, щепки и кисточки, малыши «обнаруживают» в песочнице спрятанные «клады», мелкие игрушки и т.д. 

(журнал «Ребенок в детском саду» №2, 2006, Анучина Н.А. «Таланты детей на кончиках их пальцев»)

Организация полноценной речевой среды для детей младшего дошкольного возраста

 Так как речь ребенка развивается путем подражания речи окружающих людей (в основном, взрослых – родителей, членов семьи, педагогов дошкольного учреждения и др.) сначала механического (рефлекторного), а затем все более и более осознанного, необходимо целенаправленно влиять на этот процесс. Влияние прежде всего выражается в создании соответствующей возрасту детей активной речевой среды: правильная, чистая речь взрослых; чтение произведений художественной литературы; посещение театральных представлений, выставок, концертов и т.д. Рекомендации родителям могут быть такого рада:1. обращаясь к ребенку, следует не торопясь, достаточно громко и отчетливо, произносить каждый звук с соответствующей смыслу слова интонацией, четко выделяя ударный слог;2. каждое новое слово должно быть понятным ребенку, т.е. произнося его, одновременно надо обратить внимание ребенка на соответствующий предмет, явление или действие;3. неправильно сказанное слово надо спокойно и ласково произнести два-три раза. Правильное добровольное повторение слова ребенком следует поощрять. Излишне настойчивое требование верного произношения, которое ему еще не по силам, вместо желания говорить может вызвать у него отвращение к речи. 

(журнал «Логопед» №5, 2004, Левина Е.В. «Профилактика нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста»)