Возрастные особенности детей от 3 до 4 лет
Возрастные особенности детей от 4 до 5 лет
Возрастные особенности детей от 5 до 6 лет
Возрастные особенности детей от 6 лет

Возрастные особенности детей от 3 до 4 лет

Основная потребность ребенка дошкольного возраста — воздействовать на мир и самому

выполнять свои желания. Он готов узнавать новое и изучать мир азартно: ему нравиться сам процесс. Ребенок нуждается в положительном подкреплении (одобрении, поощрении) — оно помогает понять связь между действием и последствиями, к котором эти действия приводят. Положительное подкрепление должно быть разумным и обоснованным. Ведущий (основной) вид деятельности дошкольника — игра, именно игра — это школа жизни, играя, он учиться управлять своими чувствами и эмоциями, узнает мир вокруг себя.

Основная цель этого возрастного периода — решить проблему доверия к миру, если задача решена, то формируется чувство базисного доверия (1-й год), умение проявлять свою волю и что-то делать, а также инициатива (2-4 год), если  задача не решена, то чувства доверия не формируется, ребенок всегда сомневается в своих способностях.

Именно от 3 до 4 лет:

Особенности деятельности

Основной вид деятельности — предметно-манипулятивная, практическое сотрудничество со взрослыми. Основная польза — ребенок занят предметом и действием с ним, возникает потребность в речи, чтобы наладить контакт.

бытовая сферы деятельности

Расширяются навыки самообслуживания. Может одеваться сам (по подсказке взрослого); зашнуровывать ботинки не может.

Начинает осваивать правила поведения в бытовой деятельности — чистить зубки по утрам, складывать одежду вечером на стульчик, на основании таких действий начинают формироваться личностные качества, связанные с отношением к себе — опрятность, к вещам — аккуратность, к другим людям — доброжелательность.

Игровая деятельность

Игровая деятельность, когда играет один, в основном, предметна — действия разнообразны, использует предметы-заместители (кастрюля — вместо барабана, палочка — лошадка и др.). Играет рядом с другими детками, но пока еще не вместе.

Особенности общения со взрослыми:

Малыш осознает себя как личность: возникает личное действие и личное желание. Главная характеристика периода в личностном плане — гордость за собственные достижения, сознание «Я САМ». Закладываются основы характера. Самоутверждается доступными ему способами. Характер привязанности к маме меняется: малыш учиться быть независимым от нее.

Начинается романтическая любовь к родителям, девочки влюбляются в пап, мальчики — в мам. Малыш узнает по-настоящему, а не со слов взрослого, кто он — мальчик или девочка (происходит половая идентификация).

Возникновение личного действия и сознания «Я сам» связано с появлением собственных желаний ребенка, не совпадающих с желаниями взрослых. Если раньше желания ребенка были связаны с наглядно воспринимаемой ситуацией (видит игрушку — хочет ее взять), то теперь они могут направляться на сферу представлений. Именно с эти процессом связан один из самых заметных кризисов детства: кризис 3 лет (впрочем, он может начаться как в 2,5 так и в 3, 5 года). Необходимо знать, что возрастные кризисы — закономерные и необходимые этапы развития ребенка, потому, что всякому процессу развития помимо медленных, постепенных перемен, свойственны скачкообразные переходы — собственно кризисы. Задача кризиса 3-х лет — поднимаясь на новую ступеньку, оторваться от родителей — не совсем, конечно же, но все-таки сделать так, чтобы появилась какая-то дистанция: ребенок хочет почувствовать, что он САМ.  Однако, часто кризисы сопровождаются проявлением характера, которые могут закрепиться при неблагоприятном исходе, острота протекания и возраст в большой мере зависит от индивидуальных особенностей ребенка и от поведения взрослых. Признаки кризиса 3 лет (конечно, они могут проявиться не все, или не все сразу, но большинство родителей их узнают):

  • Упрямство — ребенок постоянно настаивает на своем
  • Истерики — чаще в людных местах
  •  Строптивость — он отказывается выполнять требования взрослых
  • Своеволие — ребенок ставит перед собой цели и идет к ним через все преграды
  • Обесценивание родителей — может начать ругаться и обзывать родителей
  • Деспотизм — он хочет заставить родителей делать то, что он считает нужным
  • Негативизм — стремление делать наоборот.

Особенности психики малыша:

Самооценка завышена, и это — возрастная норма. Ребенок очень уверен в своих силах, он хочет добиться всего сам, и должен научиться удовлетворять свои потребности самостоятельно.

Появляется потребность в ровесниках, правда, к мнению этих ровесников не прислушивается, играет не вместе, а рядом.

Возникают предпосылки игровой и предметной деятельности.

Малыш эгоцентричен, до 5-6 лет — это возрастная норма. Ребенку в 3 года отдать неизвестному мальчику в песочнице любимую машинку — все равно, что отдать часть себя. Настойчивые призывы мамы отдать игрушку рождают страх — может быть, мама любит чужого ребенка больше? Малыш обижен, рассержен. Это — не жадность, просто, ребенок еще не умеет конструктивно разрешать конфликты, но жадность может развиться вследствие неправильного поведения окружающих. Поэтому ребенку нужно помочь научиться делиться.

Эмоции яркие, но неустойчивые, меняются очень легко

Иногда заводится сказочный (волшебный, придуманный) друг — невидимка. Воображение развивается бурно, путает реальность и вымысел. Может лукавить и фантазировать.

Многие родители детей этого возраста обеспокоены проявлением страха у детей. Детские страхи свойственны определенному возрасту, уровню психического развития, для здорового, нормально развивающегося ребенка испуг и страх — естественная реакция познания окружающего мира. Если малыш бесстрашен и даже возрастные страхи ему не свойственны, необходимо проверить, все ли у него в порядке с психическим развитием, потому, что в дошкольном возрасте страх — это норма психического развития. В этом возрасте характерны страхи:

  • Перед наказанием. Страх у детей этого возраста менее выражен, если отец принимает участие в воспитании, не подавляет чувство «Я», малыш имеет возможность выражать свои эмоции, переживания.
  • Перед сказочными персонажами,  воображаемыми чудовищами.
  • Возможно, перед болью, неожиданными звуками, темнотой и замкнутым пространством.
  • Дневные страхи часто оживают во снах.
  • Особенности познавательных процессов:

Разум ребенка — это не миниатюрная модель взрослого человека, детям недоступна логика взрослых, сначала ребенок чувствует и действует, а потом начинает думать.

Это время — период открытого мышления — то есть ребенок мыслит вслух, про себя не может. Поэтому — «что вижу, то пою», «что делаю — то проговариваю». Мышление образное, символическое. Мышление влияет на интеллект: запоминает слова, а в памяти фиксируются их образы и символы. Понимает лишь конкретные понятия (стул, игрушка), а абстрактные понятия повторяет за взрослым, заучивает с его слов.

Сформировано предметное восприятие как центральная познавательная функция (мир познается через предметы и их полезность), складывается предметная деятельность (деятельность с предметами), совместная деятельность со взрослым характеризуется формулой: ребенок — предмет — взрослый: малыш погружен в действия с предметом, и не всегда понимает, что за предметом стоит взрослый, и что способы употребления предметов может показать ему взрослый.

Преобладает наглядно-образная память — запоминание лиц, предметов, звуков с помощью создания ярких образов. Помять может быть фотографична — ребенок заучивает сказку и не позволяет взрослому даже менять местами слова. Запоминание непроизвольно — ребенок помнит только яркое, необычное, интересное.

Главная особенность внимания — непроизвольность, ребенок сосредоточен пока ему интересно, при этом, чем лучше развита речь у ребенка, тем активнее и быстрее развивается произвольное внимание, поэтому полезно проговаривать, называть то, что требуется держать в сфере своего внимания. Объем внимания невелик (ребенок не может держать в зоне внимания сразу множество объектов или выполнять несколько требований одновременно) и зависит, как и устойчивость внимания, от индивидуальных особенностей ребенка.

В прошлом и будущем фактически не разбирается — это сложное понятие для малыша.

Появляется коронный вопрос: Почему?

 Возрастные особенности детей от 4 до 5 лет

Основная потребность ребенка дошкольного возраста — воздействовать на мир и самому

выполнять свои желания. Он готов узнавать новое и изучать мир азартно: ему нравиться сам процесс. Ребенок нуждается в положительном подкреплении (одобрении, поощрении) — оно помогает понять связь между действием и последствиями, к котором эти действия приводят. Положительное подкрепление должно быть разумным и обоснованным. Ведущий (основной) вид деятельности дошкольника — игра, в игре происходит физическое развитие ребенка, улучшается координация движений, ловкость, подвижность; совершенствуются психические функции — восприятие, ощущение, мышление, память; играя, он учиться управлять своими чувствами и эмоциями, узнает мир вокруг себя, учиться общаться и принимать правила в игре, сотрудничать.

Основная цель этого возрастного периода — решить проблему независимости (автономии), если задача решена, то ребенок растет инициативным,  если нет — то часто испытывает чувство вины за усилие быть самостоятельным.

От 4 до 5 лет:

Особенности деятельности

Основной вид деятельности — общение (ролевая игра), игра (как универсальная форма развития). Играя в ролевые игры (игры с ролями — дочки-матери, например), дети готовятся к будущей жизни, учиться разбираться в непонятных для него жизненных ситуациях, понять, что происходит вокруг. Содержание игры с другими детками связано уже общей тематикой, но объединения в групповой игры непродолжительны.

бытовая сфера деятельности

Складываются первые бытовые привычки

Быстро развиваются навыки самообслуживания (застегивает пуговицы, завязывает шнурки, может пользоваться ножом).

Особенности психического развития

Ребенок чувствует себя всемогущем! Продолжает самоутверждаться.

Переступает «порог застенчивости»: многие даже очень шустрые дети вдруг начинают стесняться.

Словно проведя незримую границу, начинает делить мир на «мое» и «не мое». Может не только ревновать, но и завидовать. Четко выражены стереотипы мужского и женского поведения: девочки отказываются исполнять мужские роди, мальчики –женские. Может настигнуть первая влюбленность.

Буйная фантазия, богатое воображение, неуемное любопытство –превращают ребенка в крайне инициативное существо, которому до всего есть дело.

Малыш эгоцентричен, до 5-6 лет — это возрастная норма. Он неспособен учесть точку зрения других людей, его собственный взгляд на мир представляется ему единственно верным. Но только с помощью взрослых он превратиться в пройденный этап, а не в эгоизм.

В этом возрасте могут появиться много различных страхов. Часто родители обеспокоены проявлением страха у детей, но детские страхи свойственны для здорового, нормально развивающегося ребенка, это — естественная реакция на познание окружающего мира. Если малыш бесстрашен и даже возрастные страхи ему не свойственны, необходимо проверить, все ли у него в порядке с психическим развитием, потому, что в дошкольном возрасте страх — это норма психического развития. В 4-5 лет характерны страхи:

  • Перед сказочными персонажами,  воображаемыми чудовищами.
  • Возможно, перед болью, неожиданными звуками, темнотой и замкнутым пространством.
  • Страх одиночества

Особенности познавательных процессов

Ребенок пытается из кусочков сложить целостное понимание мира, понять внутреннюю связь явлений, вещей и событий. Он многое не понимает, но уже может наблюдать, замечать, и делать свои выводы.

Разум ребенка — это не миниатюрная модель взрослого человека, детям недоступна логика взрослых, сначала ребенок чувствует и действует, а потом начинает думать.

Мышление из наглядно-действенного (решение мыслительных задач в действии) становиться наглядно - образным (пытаются спланировать действие, и уже потом действовать)

Преобладает наглядно-образная память — запоминание лиц, предметов, звуков с помощью создания ярких образов. Помять может быть фотографична — ребенок заучивает сказку и не позволяет взрослому даже менять местами слова. Запоминание непроизвольно — ребенок помнит только яркое, необычное, интересное.

Внимание пока еще также непроизвольное, ребенок сосредоточен пока ему интересно, при этом, чем лучше развита речь у ребенка, тем активнее и быстрее развивается произвольное внимание, поэтому полезно проговаривать, называть то, что требуется держать в сфере своего внимания. Объем внимания невелик (ребенок не может держать в зоне внимания сразу множество объектов или выполнять несколько требований одновременно) и зависит, как и устойчивость внимания, от индивидуальных особенностей ребенка.

Повышается усидчивость. Около часа может заниматься одним делом, но только крайне интересным.

Умеет обобщать, причем, легче приобретает этот навык, если активно общается со взрослым (кукла, юла — игрушки, стол, стул, диван — мебель).

На картинке не только перечисляет, что видит, но и описывает ее — проводит аналогию со знакомыми событиями в жизни (восприятие — на стадии описания — не просто «мальчики, девочки, речка, мяч» — а «одни мальчики купаются в речке, другие играют в мяч, с ними играет девочка»)

Фундамент интеллекта заложен. 

Возрастные особенности детей от 5 до 6 лет

Основная потребность ребенка дошкольного возраста — воздействовать на мир и самому

выполнять свои желания. Он готов узнавать новое и изучать мир азартно: ему нравиться сам процесс. Ребенок нуждается в положительном подкреплении (одобрении, поощрении) — оно помогает понять связь между действием и последствиями, к котором эти действия приводят. Положительное подкрепление должно быть разумным и обоснованным. Ведущий (основной) вид деятельности дошкольника — игра, именно игра — это школа жизни, играя, он учиться управлять своими чувствами и эмоциями, узнает мир вокруг себя, примеряет на себя различные роли, учиться быть похожим на взрослых.

Основная задача периода — приобрести уверенность в том, что он способный и трудолюбивый, если задача решена, то ребенок ведет себя уверенно, проявляет трудолюбие, если нет — то появляется чувство неполноценности.

От 5 до 6 лет:

Особенности деятельности

Основной вид деятельности — общение (ролевая игра), игра (как универсальная форма развития), сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, игры-драматизации, потребность принять участие в жизни взрослых. В этом возрасте дети могут уже умело согласовывать действия в игре, использовать множество ролей на довольно длительный промежуток времени, придумывать много сюжетов.

бытовая сфера деятельности

Начинает соблюдать культурные и бытовые навыки по собственной инициативе — сам моет руки перед едой, чистит зубки, убирает игрушки.

Осваивает большинство необходимых для жизни и самообслуживания навыков. Способен помочь по хозяйству.

Начинает понимать суть трудовой деятельности взрослых. Стремиться им подражать.

Игровая деятельность

Особенности психического развития

В жизнь ребенка входят: самонаблюдение, самоконтроль, самонаказание — с одной стороны, он чувствует себя самостоятельным и взрослым, с другой — понимает, что практически во всем зависим, и на многие его желания наложены социальные запреты. Поскольку навыки самоконтроля только развиваются, ребенок еще не вполне владеет ими, он часто нарушает запреты — не потому, что он плохой, а потому, что еще не вполне умеет контролировать себя.

Он видит не только свои успехи, но и неудачи. Стыдиться своих недостатков (или того, что посчитает недостатком).

Отношения с ровесниками становятся дружескими, умеет вместе играть. Несколько отдаляется от родителей.

Развивается логически связанная речь, может толково пересказать фильм, сочинить рассказ по картинке. Верит в чудеса, пытается воплотить свои фантазии.

Часто родители обеспокоены проявлением страха у детей, но детские страхи свойственны для здорового, нормально развивающегося ребенка, это — естественная реакция на познание окружающего мира. Если малыш бесстрашен и даже возрастные страхи ему не свойственны, необходимо проверить, все ли у него в порядке с психическим развитием, потому, что в дошкольном возрасте страх — это норма психического развития. В 5-6 лет характерны страхи:

  • Страх — часто перед сказочными героями и чудищами
  •  перед наказаниями.
  • Иногда появляется страх смерти (своей и родителей), который проявляется не прямо, а опосредованно: дети боятся нападений, пожаров, стихии.

Особенности эмоционального развития

Выплескивает свои эмоции в творческой деятельности (рисование, лепка и т.п.), может правильно соотнести рисунок с действительностью.

Умеет скрывать обиду.

Особенности познавательных процессов

Знает свойства предметов (из чего сделана ваза, машинка).

Становиться сознательным, самостоятельным.

Появляется произвольная память — ребенок может освоить некоторые приемы запоминания — ассоциации, например, постепенно развивается словесно-логическое запоминание — ребенок выделяет наиболее существенные признаки. Активно развивается слуховая и зрительная память. Однако, дошкольник быстро забывает информацию, так как у него больше развита кратковременна, чем долговременная память, поэтому необходимо часто повторять пройденное.

Развивается произвольное внимание, повышается его устойчивость, ребенок учится распределять внимание — делать одновременно несколько дел, и переключать внимание — сознательно менять направление внимания от одного объекта к другому, увеличивается объем внимания. Однако, преобладает, по-прежнему, непроизвольное внимание, дети реагируют на новое, яркое, необычное.

Восприятие — на стадии истолкования: способен истолковать картинку (не «мальчики, девочка, речка, мяч», и не «одни мальчики купаются в речке, другие играют в мяч, с ними играет девочка», а «Был жаркий день. Дети пришли на речку. Некоторые уже купаются, а другие играют в мяч»)

Поскольку мыслительные процессы взаимосвязаны, одновременно с развитием памяти ребенок учится думать, быть внимательным. Появляется логическое мышление (начинают создавать внутренний план действий). Созревает для обучения. 

Возрастные особенности детей от 6 лет

Основная потребность ребенка дошкольного возраста — воздействовать на мир и самому

выполнять свои желания. Он готов узнавать новое и изучать мир азартно: ему нравиться сам процесс. Ребенок нуждается в положительном подкреплении (одобрении, поощрении) — оно помогает понять связь между действием и последствиями, к котором эти действия приводят. Положительное подкрепление должно быть разумным и обоснованным. Ведущий (основной) вид деятельности дошкольника — игра, именно игра — это школа жизни, играя, он учиться управлять своими чувствами и эмоциями, узнает мир вокруг себя.

От 6 лет:

Особенности деятельности

Бытовая сфера деятельности

Начинает соблюдать культурные и бытовые навыки по собственной инициативе — сам моет руки перед едой, чистит зубки, убирает игрушки.

Осваивает большинство необходимых для жизни и самообслуживания навыков. Способен помочь по хозяйству.

Трудовая деятельность

Начинает складываться совместный со сверстниками труд.

Расширяется самостоятельность ребенка в трудовой деятельности, формируются навыки постановки цени, планирования ее достижения, и ее контроль.

Понимает суть трудовой деятельности взрослых

Особенности психики:

Теперь, когда у ребенка появились таким качества, как самоконтроль и самонаблюдение, начинает формироваться чувство ответственности. Ответственность — это искреннее и добровольное признание необходимости заботиться о себе и других (это — не послушание, не аккуратность, и не свобода творчества).

Научившись ценить и любить себя, теперь он учиться оценивать личность другого. Умеет сочувствовать другим, заботиться о них. Отсюда начинается забота, милосердие, чувство долга, умение сотрудничать, брать на себя обязательства. Не раньше.

Начинают преобладать мотивы общественно значимые (над личным). Активно относится к событиям жизни.

Поведение во многом зависит от ситуации, оно импульсивно, формируется произвольное поведение (но его регуляция затруднена). Умеет откладывать удовольствия на некоторое время, понять, почему это нужно сделать. Самоконтроль развит недостаточно, но он уже есть.

Самооценка достаточно адекватная и устойчивая (возможно ее завышение). 

Особенности познавательных процессов

Области мозга сформированы почти как у взрослого.

Мышление наглядно-образное, с элементами абстрактного, но мыслительные процессы еще недостаточно сформированы. Доступны некоторые формы логического мышления, но опора все же на реальные действия с предметами, и замещающими их схемами, чертежами, моделями.

Сформирована наглядно-образная память, начинает формироваться смысловая. Ребенку проще запоминать конкретные предметы, лица и факты, большое количество наглядного материала в процессе обучения помогает запоминанию.

Ребенок начинает сам обобщать то, что усвоил за свою жизнь. Взгляд на мир, его окружающий, становиться боле реалистичным.

Умеет самостоятельно рассуждать и высказывать свое мнение.

Результаты действия оценивает объективнее, чем поведение.

Ребенок начинает осознавать свое место в системе человеческих отношений.

Перед школой дети плавно входят в очередной кризис — кризис 6-7 лет, основанная задача которого — сформировать новую потребность — в активной умственной деятельности. Ведущий вид деятельности дошколенка — игра — сменяется учебной деятельностью. На новой ступеньке развития детям нужно сформировать уверенность в том, что они компетентные, они должны:

  • Научиться учиться и получать от этого удовольствие,
  • Научиться дружить (то есть завязывать и поддерживать отношения с людьми)
  • Обрести уверенность в себе, своих способностях и возможностях (п

На третьем году жизни продолжается совершенствование деятельности всех органов и психологических функций ребенка.

1. Что является «нормой» для 3-х летнего ребенка?

Не вдаваясь пока в понятие, а нужны ли нормы вообще, давайте сделаем обзор тех навыков и умений, которые, по мнению большинства детских педагогов и психологов, должны быть развиты у 3-х летнего малыша:

1) движения рук (мелкая моторика): с закрытыми глазами малыш может касаться пальцами руки кончика носа, копировать круги, прямые и непересекающиеся линии, строить башню из 10-ти кубиков, аккуратно брать кубик средних размеров большим и указательным пальчиком, пользоваться ножницами. Он даже может разворачивать обертку конфет и доставать конфетку без посторонней помощи!

2) память: если Вы попросите выполнить несколько несвязанных действий подряд: например, встать со стула, обойти вокруг стола, взять книгу, подойти с ней к двери, постучать рукой в дверь, открыть ее и вернуться на место, то в 3 года малыш выполнит 4-5 действий, пусть и в произвольном порядке. Малыш также может ответить, как его зовут, с кем он живет, что кушает на завтрак, во что любит играть, на вопрос «Сколько тебе лет?» показывает на пальчиках возраст. Он может повторить простую фразу, например: «Сегодня на улице много грязи и луж», а также цифровой ряд из 3 цифр (4-2-1).

3) речь: знает и понимает несколько сотен слов. В период от 3 до 4 лет малыш усваивает порядка 100 слов в месяц, и в 4 года активный словарь увеличивается до 1,5-2 тыс. слов. Малыш понимает последовательность пересказываемых ему событий, показывает «над полкой», «под столом», верх, низ. Строит предложения из 4-5 слов, предложения обычно похожие: «Машина едет кататься», «Мишка спит дома», глаголы может произносить в настоящем времени. Рассказывает на память по крайней мере один стишок, поет песенку, задает вопросы «когда?», «как?», «почему?», «что?», «кто?».

4) мышление: может выбрать карточку по образцу, назовет 3-4 цвета, выберет из 3 предметов самый большой или самый маленький, может сложить пирамидку или кубики одного размера, скопировать мост с модели из 3-4 кубиков.

5) социальные навыки: играет в простые игры рядом с другими детьми, соблюдает очередность, если ему об этом напоминать. Начинает осознавать, что не похож на других людей. Может играть в одиночку по собственной инициативе 10-15 минут. Может вести себя в соответствии с принятыми нормами в присутствии взрослых (понимает нормы), начинает играть в сюжетно-ролевые игры (с куклой – в маму, с машинками – в водителя). Может сам кушать, конечно, не очень аккуратно, пользоваться вилкой и ложкой, помочь убрать со стола, перенести что-то из одного ведерка в другое, сам помыть руки, под присмотром взрослого сходить в туалет, застегивать и расстегивать большие пуговицы, молнию, надеть обувь.

2. Как маме самой проверить базовый уровень развития ребенка?

Приведенный выше перечень знаний и навыков уже задает маме критерии для оценки. Мы же, в свою очередь, можем предложить еще ряд заданий, по которым Вы сможете самостоятельно оценить уровень знаний и навыков Вашего малыша.

Вы можете воспользоваться книгой Борисенко М.Г., Лукиной Н.А. «Диагностика развития ребенка 3-4 года. Практическое руководство по тестированию».

3. Что делать, если ребенок не дотягивает до нормы?

Понятие «норма» в отношении любого человека — весьма неоднозначное, условное, среднестатистическое. Тем более оно является размытым в отношении развивающегося ребенка, когда развитие деток крайне неравномерно, и каждый ребенок уникален и неповторим.  Любой детский специалист знает, что ребенок в своем развитии проходит разные этапы или стадии, время прохождения которых во многом зависит от особенностей самого ребенка. С другой стороны, страшиться или бояться предлагаемых норм тоже не нужно – нормы существуют для того, чтобы знать, от чего отталкиваться.

Возраст от 2,5 до 3,5 лет наиболее показательный в плане различия уровня развития одних детей от других. Поскольку речь в этом возрасте является отражением развития, то многие мамы судят о развитии вообще по развитию речи: некоторые мамы радостно рассказывают о том, что их чадо сегодня сказало, а другие переживают из-за того, что малыш до сих пор молчит. Ощутимое несоответствие ребятишек одного возраста некоему среднему уровню развития порождает массу вопросов. Когда же родителям стоит начинать бить тревогу?

Абсолютных показателей для срочного обращения к специалистам несколько: если ребенок не понимает обращенную к нему речь и если он вообще не говорит, даже на своем языке – ни уменьшительными названиями, ни звуками – никак.

Ну, а по поводу норм можно рекомендовать следующее:

Во-первых, если ребенок выполняет от 80-90% из предложенных заданий, переживать не следует.

Если малыш хорошо выполняет задания одного типа и не выполняет другие, это тоже вполне нормально – развитие деток отличается неравномерностью, разные функции могут быть, и часто бывают развиты на разных уровнях.

Во-вторых, нормативное развитие во многом зависит не только от ребенка, но и от среды, его окружающей. Подумайте, пожалуйста, не было ли последнее время для ребенка стрессовых ситуаций: переезд в другой двор или город, пошел в садик, поменялась няня, или мама вышла на работу, может быть, родился братик или сестренка? Достаточно ли Вы уделяете времени своему малышу и каково качество этого времени? Играет ли ребенок сам по себе, или Вы много времени говорите с ним, объясняется, показываете и рассказываете об окружающем его мире доступным ему языкам?

Если даже ребенок не справился с большинством заданий, и Вы знаете, что со средой все благополучно, не делайте поспешных выводов. Обратитесь все же к специалистам, потому что правильные обоснованные выводы могут сделать только они. Сначала педиатр исключит возможное воздействие физиологических факторов, затем детский психолог и педагог попытаются найти причины несоответствия норме, если такое отклонение действительно есть. А задача родителей — вовремя заметить трудности, которые испытывает малыш, разобраться в проблеме, установить причину его неудач и помочь ребенку, когда проблема еще не приобрела серьезных масштабов, т.к. чем больше она запущена, тем сложнее будет ее устранение.

Поэтому крайне важно обращать внимание на то, когда заговорил ребенок и как он пользуется речью, что он умеет и не умеет делать. Если же чего-то не умеет или не знает, то не ждать, что все произойдет «само собой», «когда-нибудь он научиться говорить», а обратиться к специалистам, которые помогут вам и малышу подкорректировать не развитые по каким-то причинам навыки – скорее всего, большую часть рекомендаций вы сможете выполнять сами, с дугой частью, возможно, поможет специалист – логопед или педагог.

4. Если ребенок значительно опережает свой возраст, так ли это хорошо на самом деле?

Часто педагогам детских центров, да и просто заинтересованным слушателям возле песочницы приходится слышать: «В три года считать в пределах четырех? Да мой уже до 20 считает, и компьютер сам включает, и цвета все знает, буквы вот уже выучили – теперь учимся читать!»

 Мамы и папы, желающие детям только лучшего, боясь что-то недодать, стараются развивать ребенка как можно раньше. Доказано, что ключ к развитию умственных способностей ребенка – это развитие до 5 лет, это период интенсивного развития мозговых клеток, когда возникает 70-80% всех нейронных связей.

Активность родителей в вопросах обучения своих детей принесла определенные плоды. Практически все дети, которые идут школу имеют достаточно высокий уровень познавательного развития (и лишь у 3% первоклассников этот уровень не достаточене). Казалось бы, нужно радоваться. Однако, не все так хорошо, как может показаться на первый взгляд.

Мамам, прежде всего, нужно обратить внимание на все блоки предлагаемых ориентировочных норм, потому, что познавательный и интеллектуальный уровень — это только часть области развития. Знающий в 3 года буквы малыш, к сожалению, не очень хочет читать сам в 5, а умеющий считать до 20 не всегда понимает, что счет – это не просто цифпы, а классификация количества предметов. Не зря педагоги и психологи бьют тревогу: слишком раннее интеллектуальное развите приводит к целому ряду проблем.

Очень часто высокий интеллектуальный потенциал соседствует с низким уровнем социализации — малыши не умеют играть вместе, не умеют общаться, заводить друзей, и это конечно же, обеднит жизнь маленького человечка в будущем.

У 40% дошколят обнаруживается незрелость эмоциональной сферы – малыши эмоционально не чувствительны к настроению других людей, они также не понимают своего состояния и не умеют с ним справляться. Следствие этого мы увидим и в кризис трех лет, и в подростковом возрасте, когда ребенок не только не будет, но и не захочет понимать родителей.

До 63% деток имеют недостаточно развитую мелкую моторику, что в будущем грозит проблемами с речью и письмом (потому, что развитие речевого центра связано с развитием моторики).

Часто у деток возникают проблемы со здоровьем, многие малыши состоят на учете у разных врачей. Причина этого кроется в том, что чрезмерное интеллектуальное напряжение вызывает приток крови к коре головного мозга, при этом обедняется кровоснабжение центров, которые отвечают за дыхание, пищеварение, сердцебиение. Кроме того, мозг ребенка созревает постепенно, сначала созревают нервные центры, отвечающие за физиологические процессы, потом – за движения, и только потом – за волю, чтение, контроль. И если принудительно нарушить эту последовательность, то становление ребенка может отклониться от нормы.

Конечно же, развивать ребенка нужно, в этом вопросе сходится мнение и психологов, и педагогов, и большинства родителей. Главное, не допускать перекосов в развитии одной из сфер деятельности, пусть даже очень важной, за счет других, и учитывать индивидуальные особенности малыша.

И еще важно помнить: принципиальным является не объем умственной нагрузки сам по себе, а эмоциональное отношение малыша к занятиям, нужно ни на минуту не забывать, что малыш может учиться только в игре, и только радостно.

 С наступлением четвертого дня рождения вашего ребенка начинается волшебный период, когда в мире малыша будет доминировать фантазия и бурное воображение. На протяжении ближайших нескольких лет своей жизни ваш ребенок заметно повзрослеет. Вот некоторые навыки и знания, которыми должен владеть ваш ребенок в возрасте 4 лет.

1. Что является «нормой» для 4-х летнего ребенка

Не вдаваясь пока в понятие, а нужны ли нормы вообще, давайте сделаем обзор тех навыков и умений, которые, по мнению большинства детских педагогов и психологов, должны быть развиты у 4-х летнего малыша:

1) движения рук (мелкая моторика): использует обе руки, но уже отдает предпочтение одной, умеет самостоятельно рисовать квадрат, но с загнутыми или закругленными краями, может срисовать треугольник с неровными сторонами и основанием, может выполнять действия двумя руками — отвинчивать крышку банки, выдергивать кнопки, держит одной рукой и крутит другой мельничку.

2) память: если вы попросите выполнить несколько несвязанных действий подряд: например, встать со стула, обойти вокруг стола, взять книгу, подойти с ней к двери, постучать рукой в дверь, открыть ее и вернуться на место, то в 4 года малыш выполнит 5-6 действий, обычно в названном порядке. Играя в «магазин», малыш способен запомнить названия 5-6 предметов, которые ему «надо купить». Получив задание от взрослого, малыш, повторив его, передает это достаточно точно другому человеку: «Папа, мама просила сходить в магазин, купить хлеб и молоко, а еще яблоки, деньги лежат в кошельке».

3) речь: активный словарь увеличивается до 1,5-2 тыс. слов. Ребенок способен владеть голосом: речь становится более четкой и ясной, умеет общаться, достаточно хорошо излагает свои мысли, может пересказать услышанную сказку, описать картину, передать свои впечатления понятно для окружающих, объединяет фразы (я люблю пирожные и молоко, мы часто это покупаем), рассуждает о причинности (я люблю мороженное, потому что оно вкусное), рассказывает детские стишки, поет песенки.

4) мышление: воспринимает себя отдельно от родителей, пытается составить представление о мире как о едином, непротиворечивом целом, исследует предметы путем действий с ними (разбирает машинки, рвет траву, ловит букашку). Строит мост из 6-7 кубиков, рисует человечка с 6 частями тела, может сравнить картинки и найти до 7-8 отличай, сравнивает понятия «тяжелый — легкий», «веселый — грустный», «большой — маленький» и др. Может показать несколько предметов мебели дома, несколько фруктов или ягод на картинке. Использует предметы-заместители (кастрюля — вместо барабана, палочка — лошадка и др.).

5) социальные навыки: играет в простые настольные игры, играет со сверстниками в сюжетно-ролевые игры, разрешает конфликты со сверстниками, пользуясь методами убеждения и обсуждаения, имеет представление о праздниках (Новый год, 8 марта, День защитника отечества). Имеет представления о труде взрослых, с которыми сталкивается (врач — лечит, повар — готовит), сам пользуется туалетом, самостоятельно застегивает разъемную молнию и зашнуровывает ботинки, чистит зубы, пьет из бутылки или из-под струи.

2. Как маме самой проверить базовый уровень развития ребенка?

Приведенный выше перечень знаний и навыков уже задает маме критерии для оценки. Мы же, в свою очередь, можем предложить еще ряд заданий, по которым Вы сможете самостоятельно оценить уровень знаний и навыков Вашего малыша. Вы можете воспользоваться книгой Борисенко М.Г., Лукиной Н.А. «Диагностика развития ребенка 3-4 года. Практическое руководство по тестированию».

3. Что делать, если ребенок не дотягивает до нормы?

Очень часто развитие детей проходит крайне неравномерно, поэтому каждый малыш по-разному проходит ту или иную ступеньку развития. Однако знать особенности развития на каждой стадии все же необходимо, чтобы не упустить важные моменты.

Если говорить о возрасте 4-лет, то именно в этот период обычно вырисовываются крайние варианты. Если ребенок не заговорил в соответствии с возрастными нормами, то к этому возрасту ставят диагноз «задержка речевого развития». Как показали специальные исследования, в наше время 25% 4-х летних детей страдают нарушением речевого развития, тогда как в середине 70-х годов дефицит речи наблюдался только у 4% детей того же возраста. Такая задержка, конечно, негативно сказывается на формировании всей психики ребенка. Она затрудняет общение ребенка с окружающими, препятствует правильному формированию познавательных процессов, влияет на эмоционально-волевую сферу. Если не уделить этому вопросу самое тщательное внимание, то через 2-3 года возможна задержка психического развития ребенка. Поэтому, если Ваш ребенок не говорит, или говорит плохо, если его не понимаете Вы, другие взрослые или детки — это повод обратиться к логопеду и психологу.

По поводу остальных норм можно рекомендовать следующее:

Во-первых, если малышу предложены тестовые задания для его возраста, а он не выполняет от 10 до 20% из предложенных заданий, или очень хорошо выполняет задания одного типа и не выполняет другие — это вполне нормально — развитие деток отличается неравномерностью, разные функции могут быть, и часто бывают развиты на разных уровнях.

Во-вторых, нормативное развитие во многом зависит не только от ребенка, но и от тех условий, в которых он живет, тех событий, которые происходят в его жизни. Вспомните, не было ли в последнее время стрессовых ситуаций для ребенка (появились новые члены семьи, родился братик или сестренка, ребенок пошел в детский сад, мама вышла на работу, поменялось место жительства и т.п.).

Очень важно также и степень внимания мамы к ребенку именно с точки зрения качества этого внимания. Важно, чтобы ребенок не просто проводил время рядом с Вами, а вместе с Вами.

Если даже ребенок не справился с большинством заданий, и Вы знаете, что со средой все благополучно, не делайте поспешных выводов. Обратитесь все же к специалистам, потому что правильные обоснованные выводы могут сделать только они — сначала педиатр исключит возможное воздействие физиологических факторов, затем детский психолог и педагог попытаются найти причины несоответствия норме, если такое отклонение действительно есть. А задача родителей — вовремя заметить трудности, которые испытывает малыш, разобраться в проблеме, установить причину его неудач и помочь ребенку, когда проблема еще не приобрела серьезных масштабов, т.к. чем больше она запущена, тем сложнее будет ее устранение.

Поэтому крайне важно обращать внимание на то, когда заговорил ребенок и как он пользуется речью, что он умеет и не умеет делать. Если же чего-то не умеет или не знает, то не ждать, что все произойдет «само собой», «когда-нибудь он научиться говорить», а обратиться к специалистам, которые помогут вам и малышу подкорректировать не развитые по каким-то причинам навыки. Скорее всего, большую часть рекомендаций Вы сможете выполнять сами, с другой частью, возможно, поможет специалист — логопед или педагог.

 4. Если ребенок значительно опережает свой возраст, так ли это хорошо на самом деле?

Это удивительно, но достаточно распространенной сегодня проблемой является стремительность речевого развития. В 2-3 года ребенок вдруг начинает говорить почти развернутыми предложениями, с хорошей дикцией, используя совсем не детские слова. Сколько гордости вызывает у родителей их говорящее чудо! Как приятно продемонстрировать знакомым необыкновенные способности малыша! По началу его возможности кажутся безграничными. С ним постоянно разговаривают, учат, ему рассказывают, ставят пластинки, читают книжки и т.д. И он все понимает, все с интересом слушает.

Казалось бы, все идет прекрасно. Но вдруг к 4-5 годам такой ребенок начинает заикаться, трудно засыпать, его мучают беспричинные страхи, он становится вялым и капризным. Это происходит потому, что слабая, неокрепшая нервная система малыша не справляется с потоком информации, который обрушивается на его голову. Ему трудно так быстро перестроиться и всего за несколько месяцев превратиться из младенца во взрослого человека.

Повышенная возбудимость, ночные страхи, заикание, свидетельствуют о том, что нервная система ребенка утомлена, что он не справляется с чрезмерной информативной нагрузкой. Значит, ребенку необходим отдых, свобода от лишних впечатлений. Для того, чтобы предотвратить развитие неврозов, необходимо больше гулять с ребенком, играть в простые детские игры, приучать к обществу сверстников и ни в коем случае не перегружать новой информацией.

Конечно, в наш информационный век многие родители стремятся к тому, чтобы как можно раньше начать развивать своего ребенка. Это здорово, если бы не одно «но»: большинство игрушек и методик, которым приписывается название «развивающих» представляет собой наборы для знакомства с новой информацией и тренировки каких-либо навыков. Такое развитие сводится к накоплению различных знаний. Научился считать, узнавать буквы, считать, значит, развитие происходит. Однако, большинство родителей совершают ошибку, считая, что это и есть главные показатели развития. Истинное развитие — это всегда возникновение нового качества. Настоящее развитие всегда выражается в детской инициативности и самостоятельности, когда ребенок сам что-то придумывает, создает, к чему-то сам стремится.

Поэтому, если дети воспринимают только формальные признаки вещей — цвет, форму, величину, буквы, но что с этим можно делать — не знают, это имеет мало отношения к развитию. Например, четырехлетний малыш, научившийся читать и поражающий взрослых скоростью чтения, совершенно ничего не понимает в том, что он читает — не может даже приблизительно сказать, о чем он только что так бойко прочитал. Для него чтение — это механический навык, который никак не связан с его желанием читать, с любовью к книге.

На самом же деле развитие человека происходит в его деятельности. Для каждого возраста существует определенная деятельность, которая ведет за собой развитие — она так и называется — ведущая. В младенческом возрасте это общение со взрослым, в раннем (от 1 до 3-х лет) — действия с предметами, в дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью становится игра. Именно поэтому истинное развитие всех сфер малыша не сводится только к накоплению знаний — оно гораздо шире и глубже, и формируется в игровой деятельности

К совету специалиста стоит прибегнуть, если ваш ребенок:

  — не может бросать мяч из-за головы,

 — не может прыгать на месте,

 — не может ездить на трёхколесном велосипеде,

 — не может крепко держать карандаш, зажатый между большим и остальными пальцами,

 — не умеет рисовать каракули на бумаге,

 — не может поставить четыре кубика вертикально,

 — хватает вас за одежду когда вы уходите и плачет если его оставили одного,

 — не проявляет заинтересованности в интерактивных играх,

 — игнорирует других детей,

 — не отвечает на вопросы людей, не пренадлежащих к кругу семьи,

 — не использует фантазию во время игр,

 — долго одевается, по утрам тяжело и неохотно просыпается, подолгу сидит в туалете,

 — плохо себя контролирует, когда зол или расстроен, бросает упрёки и говорит неприятные слова,

 — не может нарисовать круг, окружность,

 — не использует в предложениях более четырёх слов,

 — не умеет правильно использовать понятия «ты» и «Вы».

 Как только ребенку исполняется 6 лет, самый актуальный вопрос, связанный с развитием, — про школу.

   1. Что является «нормой» для 6- летнего ребенка?

Не вдаваясь пока в понятие, а нужны ли нормы вообще, давайте сделаем обзор тех навыков и умений, которые, по мнению большинства детских педагогов и психологов, должны быть развиты у дошколенка 6 лет:

1) движения рук (мелкая моторика): умеет лепить сложные фигуры — например, зверей и человека; работать с ножницами — вырезать из бумаги, сложенной гармошкой; играть с мелкими предметами, завязывать шнурки и застегивать пуговицы, обводить сложные рисунки по контуру, заштриховывать разной штриховкой, рисовать людей, сделать лодочку по схеме,

2) память: может рассказать любимую сказку, пересказать прочитанные 2-3 абзаца, выучить наизусть и рассказать через несколько дней стихотворение, состоящее из 8 строк. Непроизвольная память становится произвольной. Если раньше все запоминалось само собой, теперь ребенок может приложить сознательные усилия для запоминания: повторит после нескольких Ваших прочтений 5-7 из 10 случайных слов, через час повторит 3-4 из них же. Запоминает картинки, музыку, звуки.

3) речь и грамота: правильно произносит все звуки, словарь ребенка достигает 3000-3500 слов. Употребляет слова, обозначающие признаки предметов. На вопрос «Расскажи все, что ты знаешь о столе» ответит, что стол сделан из дерева, ломается, горит, бывает письменным и обеденным. Умеет обобщать — транспорт бывает наземный (машина, трамвай, водный, воздушный), животные дикими и домашними и т.п.. Использует в речи антонимы (сладкий — соленый, светло — темно), синонимы (мальчик веселый, радостный). Отгадывает сложные загадки, понимает образные выражения, применяет единственное и множественное число, использует разные слова для обозначения одного и того же предмета (зайка, заяц, зайчонок, заинька), может образовать названия профессий (строит — строитель, учит — учитель). Умеет составлять рассказ по картинке — развивается связная речь. Может регулировать силу голоса, интонационную выразительность. Развивается критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь

Знает и умеет писать печатные буквы русского алфавита, возможно, некоторые в зеркальном отражении (но не прописные!), различает гласные и согласные, считает слоги в слове.

4) мышление и внимание: развивается способность анализировать и обобщать, выявлять и сравнивать признаки, понимать равенства и неравенства (может написать цифры в пределах 10), классифицирует предметы от маленького к большому, от узкого к широкому и т.д., знает порядковый номер, умеет оценить пространственные отношения (выше, дальше, ближе), находит сходства и отличая между различными объектами (одуванчиком и ромашкой, например).  Целостно воспринимает изображения, что позволяет ему сложить из разрозненных частей целую мозаику, картинку. Делает свои заключения — гвоздь тонет, потому, что железный, а спичка — нет, потому что деревянная.

Появляется опыт управления вниманием, сознательного его направления и организации — может вычеркнуть указанные буквы или фигурки из 10 строк, сделать, как на образце — срисовать, слепить, заштриховать. Время произвольного сосредоточения внимания достигает в некоторых видах деятельности 30 минут.

5) социальные навыки: до 70% всего игрового времени полноправно играет с детьми, часть времени — в сложные сюжетно-ролевые игры. Участвуя в групповых играх, руководимых взрослыми, соблюдает их правила, спокойно дожидается своей очереди. Умеет дружить — есть несколько друзей, с которыми с удовольствием общается, может поговорить с незнакомыми людьми.  Развиты навыки самообслуживания и самоконтроля: умеет есть, пить, одеваться, умываться и чистить зубы без напоминания. В 50% случаев говорит «пожалуйста» и «спасибо» без напоминания. В 75% случаев отвечает действием на просьбы взрослых. Выполняет простую работу по дому. Не выходит за установленные родителями границы территории. Делит внимание родителей с другими.

2. Как маме самой проверить базовый уровень развития ребенка?

Приведенный выше перечень знаний и навыков уже задает маме критерии для оценки. Мы же, в свою очередь, можем предложить еще ряд заданий, по которым Вы сможете самостоятельно оценить уровень знаний и навыков Вашего малыша.

Также Вы также можете воспользоваться книгой Борисенко М.Г., Лукиной Н.А. «Диагностика развития ребенка 5-7 лет. Практическое руководство по тестированию».

3. Что делать, если ребенок не дотягивает до нормы?

Будем помнить о том, что «норма» в отношении любого человека —  это весьма относительное понятие, и слепо следовать ему нельзя. Однако, говоря о возрасте 6 лет, мы подходим к своеобразному рубежу. Каждая мама понимает, что ребенок скоро пойдет в школу, и здесь важно, чтобы ребенок был подготовлен не только с точки зрения умений и навыков (письмо, чтение, счет). Важно чтобы само пребывание ребенка в школе было психологически комфортным.

Психологическая готовность к школе — целостное понятие. Отставание в развитии одного компонента рано или поздно влечет за собой отставание или искажение в развитии других.  На что же стоит обратить особое внимание?

1) если ребенок мало общается со сверстниками и со взрослыми

Общение — один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Миф о саморазвитии ребенка по мере взросления такого ребенка успокаивает родителей, а в итоге — часто родители видят проблему тогда, когда определенное место начинают занимать вторичные отклонения: страдает познавательная деятельность, снижен общий запас знаний и представлений, нередки нарушения поведения. Поэтому необходим комплексный подход к изучению и преодолению не только речевых нарушений, но и вторичных отклонений в развитии, которые требуют совместных усилий врачей, психологов, дефектологов, логопедов, социальных работников, родителей.

2) если у ребенка наблюдается признаки интеллектуальной неготовности

В наше время редко встретишь ребенка, который не умеет читать и писать, но немногие родители знают о таком отклонении от нормы, как вербализм. Вербализм связан с высоким уровнем речевого развития, хорошим развитием памяти на фоне недостаточного развития восприятия и мышления. У таких детей речь развивается рано и интенсивно. Они владеют сложными грамматическими конструкциями, богатым словарным запасом. В то же время, предпочитая чисто вербальное общение со взрослыми, дети недостаточно включаются в практическую деятельность, деловое сотрудничество с родителями и игры с другими детьми. Вербализм приводит к односторонности в развитии мышления, неумению работать по образцу, соотносить свои действия с заданными способами и некоторым другим особенностям, что не позволяет успешно учиться в школе.

3) если ребенок не умеет играть — ни самостоятельно, ни с другими детьми

Родителей должно насторожить, если ребенок не играет ни в куклы-машинки, ни в настольные игры, даже если при этом он знает буквы и цифры, и умеет читать.

4) если у ребенка совсем не развита мелкая моторика

Не очень хорошо, если ребенок не умеет зашнуровывать обувь, застегивать пуговицы, работать с ножницами, лепить, делать аппликацию.

Все эти симптомы, а особенно их комбинации, могут являться признаками задержки психического развития. Это не грубое отставание в психическом развитии, не болезнь, а индивидуальный вариант психического развития ребенка, который выявляется у 15-20% дошкольников.

 Нуждается ли ребенок с задержкой психического развития во врачебной помощи? Да, поскольку задержка психического развития —  это медицинский диагноз, поэтому определить его может только специалист, он же порекомендует медикаментозное препараты, улучшающие функционирование отдельных участков головного мозга ребенка. Кроме медикаментозного лечения, эта особенность требует специального коррекционного подхода к обучению ребенка, что позволяет в большинстве случаев восстанавливать все функции психики, соответственно норм возраста.

Чем грозит ситуация, когда родители не замечают такого поведения своих детей, или надеются, что ребенок «подтянется», «исправится», «доразовьется»? Ребенок приходит в школу и встречается с серьезными проблемами, с непосильными для него требованиям. Ему часто не удается «вписаться» в школьную жизнь и новый детский коллектив. По своему поведению он так отличается от сверстников, что учителя приходят в замешательство. Естественно, что «неуспевающий» ученик, работая медленно и не всегда верно и нарушая школьные требования, получает больше замечаний, плохих оценок. Над ним нередко подсмеиваются одноклассники. Постепенно у ребенка развивается тревожность, обида, ощущение собственной неуклюжести. При этом не только снижается самооценка, но и пропадает желание ходить в школу, делать уроки, заводить новые знакомства в классе.

 4. Если ребенок значительно опережает свой возраст, так ли это хорошо на самом деле?

Важно определиться — опережает в чем? Обычно мамы с гордостью рассказывают, что в 5 лет ребенок умеет читать, писать и считать, знает энциклопедию наизусть, что он вполне готов к школе, и ему уже скучно в детском саду или развивающем центре…

Часто ли Вы слышали, что мамы рассказывают об успехах ребенка в общении? Что ребенок умеет лучше общаться (не больше, а именно лучше — сам решает конфликты, понимает состояние собеседника), или умеет придумывать игры для всей окрестной детворы, или любит и умеет создавать творческие работы — и лепить, и рисовать, и делать поделки, может занять себя сам играми?

И часто ли мамы рассказывают, что начитанный, знающий малыш отличается к тому же веселым нравом, крепким здоровьем, радостным настроением?

На самом деле, ситуации, при которых возможности детей к интеллектуальному обучению явно завышаются, и к ним предъявляются требования без учета специфики возрастных особенностей, не так уж редки. А ведь перегрузка, особенно интеллектуальная, влечет за собой не только снижение работоспособности, заторможенность в понимании ситуации, но и может проявиться как агрессия, срывы в поведении, резкие перепады настроения.

Мамы стремятся научить ребенка многому: письму, счету, чтению, языкам и т.п. Однако завышенные требования родителей в этом возрасте могут привести к тому, что берясь за непосильное для себя дело, ребенок не может его выполнить, начинает нервничать, теряет веру в свои силы.

Очень часто высокий интеллектуальный потенциал соседствует с низким уровнем социализации — дети не умеют играть вместе, не умеют общаться, заводить друзей, и это, конечно же, обеднит жизнь маленького человечка в будущем.

Такие дети не связывают свою деятельность ни с творчеством, ни с игрой — с главными формами деятельности, соответствующими их возрасту.

У 40% дошколят обнаруживается незрелость эмоциональной сферы — они эмоционально не чувствительны к настроению других людей, они также не понимают своего состояния и не умеют с ним справляться.

До 63% деток имеют недостаточно развитую мелкую моторику, что в будущем грозит проблемами с письмом (потому, что развитие речевого центр связано с развитием моторики).

Конечно же, развивать ребенка нужно, в этом вопросе сходится мнение и психологов, и педагогов, и большинства родителей. В психологии есть очень важный принцип: «обучение ведет за собой развитие» (Л.С.Выготский). Однако оно будет полезным и продуктивным только в том случае, если будет соответствовать реальным возможностям ребенка.

Важно, чтобы ребенок верил в свои силы, испытывал состояние комфорта, защищенности, позитивного мировосприятия и интереса. И еще важно помнить: принципиальным является не объем умственной нагрузки сам по себе, а эмоциональное отношение малыша к занятиям, нужно ни на минуту не забывать, что дошколенок может учиться только в игре, и только радостно.