Данный материал будет полезен родителям детей раннего возраста. Он поможет понять поведение малыша третьего года жизни и помочь справиться с детскими капризами и негативизмом. 

                                                               Уважаемые родители!
  Примерно к трем годам Вы начинаете замечать серьезные изменения в своем ребенке: он становится упрямым, капризным, вздорным. Многие не знают, что в это время происходит важный для ребенка психический процесс. Это первое яркое выражение своего «Я». Это его попытки самостоятельно отдалиться от матери, научиться многое делать самому. Это кризис трех лет, так называемый кризис «Я сам!»
• Не нужно пугаться остроты протекания кризиса. Яркое проявление ребенка в самоутверждении говорит о том, что в его психике сложились все возрастные новообразования для дальнейшего развития его личности и адаптивных способностей.
• Внешняя «бескризисность», создающая иллюзию благополучия, может свидетельствовать о том, что в развитии ребенка не произошло соответствующих возрастных изменений.
Что необходимо знать о детском упрямстве и капризности:
• Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.
• Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5 – 4 годам. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте вещь вполне нормальная.
• Пик упрямства – 2,5 – 3 года, при этом мальчики упрямятся сильнее, чем девочки, а девочки капризничают чаще, чем мальчики.
• Если дети по достижению 4-х лет все еще продолжают часто упрямиться и капризничать, то вероятнее всего речь идет о «фиксированном» упрямстве, истеричности, как удобных способах манипулирования ребенком своими родителями. 
  Чаще всего это результат согласия родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребенка, нередко ради своего спокойствия.

Что могут сделать родители во время протекания кризиса:
  Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите это как необходимость.
  Во время «приступа» оставайтесь рядом, дайте почувствовать ребенку, что вы его понимаете.
 Истеричность и капризность требуют зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка!». Ребенку только это и нужно.
 Не пытайтесь во время «приступа» что-то внушить ребенку. Это бесполезно. Ругать не имеет смысла, шлепки еще сильнее будоражат.
 Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет!», оставайтесь и дальше при этом решении.
 Не сдавайтесь даже тогда, когда «приступ» у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.
 Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня интересная игрушка!», «А, что это там за окном?». Подобные маневры интригуют и отвлекают.

  Ознакомившись с этой статьей, Вы сможете более грамотно подойти к проблеме кризиса трех лет и следуя данным рекомендациям - справиться с временными трудностями в поведении вашего малыша!

Об этих правилах полезно помнить всем родителям! 

   Уважение! 

Мы иногда запросто можем сказать ребенку: «А лучше ты ничего не мог придумать? У тебя вообще голова на плечах есть?» и так далее. Всякий раз, когда мы произносим что-либо подобное, мы разрушаем положительный образ сына или дочери. 

   Угрозы! 

«Если ты еще раз сделаешь — ты у меня получишь!», «Если ты еще раз стукнешь братика, я тебя…» Каждый раз, когда мы так говорим, мы учим ребенка бояться и ненавидеть нас. Угрозы совершенно бесполезны — они не улучшают поведения. 

   Обещания! 

Хорошо знакомо: ребенок провинился, а мама ему говорит: «Пообещай, что больше никогда-никогда так делать не будешь» — и получает, конечно, обещание. А через полчаса ребенок повторяет свою проделку. Мама обижена и расстроена: «Ты же обещал!» Она просто не знает, что обещание ничего не значит для маленького ребенка. Обещание, как и угроза, относятся к будущему. А ребенок живет только в настоящем. Если он чувствителен и совестлив, то вымогание обещаний будет развивать в нем чувство вины, если же он не чувствителен, это только научит его цинизму: слово — это одно, а дело — совсем другое. 

   Опека! 

Излишняя опека приучает ребенка к мысли, что сам он ничего делать не может. Многие родители недооценивают возможностей детей что-либо делать самостоятельно. Примите как девиз: «Никогда не делай за ребенка то, что он может сделать сам». 

   Повиновение! 

Представьте, что муж (жена) говорит вам: «Брось все и сию же минуту приготовь мне кофе». Как вам это понравится? Точно так же вашему ребенку не нравится, когда от него требуют, чтобы он немедленно оставил свое занятие, лучше предупредить его заранее: «Минут через десять будем обедать», тогда мы вполне можем позволить ему поворчать немного: « Я еще поиграю». Слепое безоговорочное подчинение характерно для марионетки, но оно не способствует формированию независимого, самостоятельного человека. 

   Потакание! 

Речь о вседозволенности. Дети сразу почувствуют, что родители боятся быть твердыми, когда они переступают границы дозволенного, боятся сказать им «нет». Это вселяет в них уверенность, что все правила резиновые — стоит немножко поднажать, и они растянутся. Такое может срабатывать в рамках семьи, но за ее пределами ребенка ждут горькие разочарования. Потакать ребенку — значит, лишать его возможности вырасти приспособленным к жизни человеком. 

   Будьте последовательны! 

В субботу у мамы хорошее настроение и она разрешает сыну нарушать все правила (или какие-то из них). В понедельник, когда он делает то же самое, она «наваливается на него, как тонна кирпичей». Представьте себя на месте своего чада. Как бы вы научились водить машину, если бы в понедельник вторник и четверг красный свет означал «стоп», а в среду и субботу – «можно продолжать движение»? Детям необходима последовательность в требованиях. Они должны знать, чего от них ждут. Беспорядочность в разрешениях и запретах этому не способствует. 

   Требуйте соответственно возрасту ребенка! 

Не требуйте от ребенка зрелости поведения, на которую он еще не способен. Помните, всему своё время! В то же время помните, что ему уже по силам! Распределяйте в семье обязанности и ответственность за них! 

   Прислушайтесь к своим словам! 

Каждый день тысячи слов порицания выплескиваются на наших детей. Если все их записать на магнитофон и прокрутить мамам и папам, то они будут поражены. Чего только они не говорят своим детям! Угрозы, насмешки, ворчание, целые лекции о морали… Под влиянием словесного потока ребенок «отключается». Это для него единственный способ защиты и он быстро его осваивает. А поскольку отключиться полностью он не может, то испытывает чувство вины, а это развивает отрицательную самооценку. Все «морали» в конечном итоге для ребенка сводятся к таким схемам: «То, что ты сделал, — это плохо. Ты плохой, потому что это сделал. Как ты мог так поступить после всего хорошего, что папа (мама) сделал(а) для тебя?» 

   Помните о праве ребёнка оставаться ребёнком! 

Представьте себе, что вы — педагогический гений и воспитали образцового ребенка: тихого, всегда уважительного к взрослым, который никогда не бунтует и не выходит из-под контроля, делает все, что взрослые от него хотят. У него нет отрицательных чувств к чему-либо и к кому-либо, он высокоморален, совестлив и аккуратен, никогда никого не обманывает. Но, может быть, тогда мы имеем дело с маленьким взрослым? Психологи считают, что «образцовый» ребенок — не счастливый ребенок. Это ребенок под маской. Он спрятал свое «я» под оболочку, а внутри у него очень серьезные эмоциональные проблемы. 

Воспитывая детей, развивая их самодисциплину, давайте не забывать, что они все-таки дети. Давайте оставим за ними это право! 

   И ещё пару правил… 

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли? 

1. Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы. Или — как Вы хотите. Помогите ему стать не Вами, а собой. 
2. Не вымещайте на ребенке свои обиды: что посеешь, то и взойдет. 
3. Не требуйте от ребенка платы за все, что Вы для него делаете: Вы дали ему жизнь — как он может Вас отблагодарить? Он даст жизнь другому, — это необратимый закон благодарности. 
4. Не думайте, что ребенок Ваша собственность — он личность. 
5. Не относитесь к его проблемам свысока. 
6. Не унижайте! 
7. Не мучьте себя, если не можете чего-то сделать для своего ребенка. Мучьте, если можете и не делаете! 
8. Помните: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все. 
9. Уважайте чужого ребенка. Не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы другие сделали Вашему. 
10. Любите своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок — это праздник, который с Вами. 

   Родителям на заметку: 

У активных родителей — активные дети. 

Объясняйте своему ребёнку, что имидж человеческого тела, навязываемый средствами массовой информации, не реалистичен. Здоровые тела бывают самых разных размеров и форм. 

Исследования показывают, что важную роль в формировании самооценки дочерей играют их отцы. 

Дети перенимают привычки здорового образа жизни от своих родителей. Что касается здорового питания, физической активности и самооценки, будьте своему ребёнку образцом для подражания.

Казалось бы, умение одеваться - несложный навык, но у некоторых детей одевание вызывает проблемы. Прислушайтесь к нашим советам, и Ваш малыш значительно быстрее и без особых усилий научиться одеваться. Начинать учить ребёнка одеваться самостоятельно следует с двух-трёх лет.

Два года - замечательный возраст для обучения самостоятельности. Скоро ребёнку предстоит пережить кризис 3-х летнего возраста, который по-другому можно назвать «я сам». А в 2 года малыша вообще не нужно заставлять что-либо делать самостоятельно – он только к этому стремиться, настойчиво отстаивая своё право делать всё без вашей помощи. Итак, с чего же начать? Если Ваш малыш сейчас именно в таком возрасте (от двух до трёх лет), примите во внимание следующие советы.
 Не нужно немедленно требовать от ребёнка, чтобы он одевался только сам. Но (и это очень важно) когда он выступает инициатором и пытается всё сделать самостоятельно, ни в коем случае не мешайте ему.
Планируйте своё время таким образом, чтобы Вы могли чувствовать себя спокойно, осваивая с малышом сложную науку одевания. Лучше встать с утра на полчаса раньше, чем лишить ребёнка возможности вовремя овладеть новыми навыками.
 Если всё же ребёнок не проявляет желания одеваться самостоятельно, можно немножко подтолкнуть его. Например, Вы можете одеть ему носочки, но не до конца, и предложить самому подтянуть их повыше. Предлагайте ему самому снимать ту одежду, которую действительно легко снять.
Как и любой другой навык, умение одеваться и раздеваться формируется постепенно, и Вы поможете малышу, если будите ненавязчиво, но постоянно предлагать ему маленькие «уроки»: самому продеть руки в рукава, одернуть не до конца надетое платьице и т.д. Можно играть с ребёнком, устраивая соревнования: кто быстрее наденет носки или футболку.
 Можно повесить в детской плакатик с изображением разных предметов гардероба в той последовательности, в которой их нужно надевать. Очень хорошо, если этот плакат Вы изготовите вместе с малышом: найдёте в журналах подходящие картинки (заодно это будет хорошей тренировкой памяти и внимания для малыша - ведь столько новых названий предстоит запомнить), вырежьте и наклейте их на лист ватмана.
 Не забывайте о том, что игра, интеллектуальное развитие и усвоение новых навыков - неразрывно связанные процессы. Позаботьтесь о том, чтобы у малыша были подходящие игрушки, которые помогут ему быстрее освоить искусство одевания. Прежде всего, это, конечно, куклы с их кукольными одежками. Кроме того, очень полезны разного рода развивающие пособия-игры-шнуровки и всё что можно застёгивать и расстёгивать (тканевые панно, тряпичные книжки, мягкие игрушки с карманами и клапанами, на которые нашиты пуговицы, молнии, липучки, завязки) Что же делать, если в четыре года ребёнок до сих пор не умеет одеваться самостоятельно? Учите: показывайте, как отличить изнаночную сторону одежды от лицевой, переднюю от задней, как лучше держать вещи, чтобы их удобней было надевать и т.д.
В три-четыре года детишки, так или иначе, уже умеют одеваться, но могут отказываться делать это самостоятельно. Скорее всего, причина кроется как раз в том, что им не позволяли одеваться самостоятельно, когда им очень этого хотелось. Теперь Вам придётся проявить большую настойчивость и потратить гораздо больше времени на то, чтобы ребёнок всё-таки начал одеваться сам. Лучше всего придерживаться политики «мягкой непреклонности»: не ругать и не стыдить ребёнка, признавать его успехи, помогать ему в действительно сложных случаях, но ни в коем случае не делать за него его «работу». Между прочим, многие маленькие упрямцы очень реагируют на «слабо».
Часто бывает достаточно сказать: «Да уж, конечно, тебе с этой футболкой точно не справиться - дело-то сложное, взрослое!». Но, имейте в виду, этот метод можно использовать только в том случае, когда ребёнок уже хорошо умеет одеваться, но не хочет этого делать. И не забудьте оказать эмоциональную поддержку и похвалить его за то, что он оделся. Не стоит упускать из вида ещё одну причину отказа от самостоятельного одевания. Возможно, ребёнку просто не нравится его одежда? Она может быть неудобной для него. Посмотрите внимательно, легко ли одеть ребёнку ту вещи, которые Вы ему предлагаете? Нет ли грубых швов на изнаночной стороне, этикеток натирающих кожу, тугих резинок и колючих воротников? Некоторые дети обладают повышенной тактильной чувствительностью: свитер, который, на Ваш взгляд, очень нарядный и тёпленький, для них может быть невыносимо колючим - и это вовсе не каприз! Наконец, даже у малышей дошкольного возраста часто бывают свои определённые вкусы и пристрастия в одежде, не стоит этим пренебрегать.

Вы приняли решение отправить своего ребенка в детсад. Для многих детей это сильный психологический стресс. Поэтому адаптация ребенка в детском саду – довольно ответственный процесс, в ходе которого вам нужно помочь ребенку справится с переживаниями и дать ему понять, что в детском саду ему будет хорошо.

Поддержать желание ходить в детский сад игрой

Если ваш ребенок не слишком рвется идти в детсад, попробуйте решить эту проблему с помощью игры. Например, вы можете взять куклу или мягкую игрушку и сказать, что мишка уже большой и ему самое время идти в детский садик. Вы можете использовать с этой целью и другие игрушки. Можно «покушать» из кухонной посуды или «лечь спать» в игрушечную кровать. При этом обязательно добавьте, что любимая мама обязательно заберёт своего малыша или малышку из детского сада. Вы можете разыграть представление с участием любимых персонажей ребенка, в котором герой, например, гномик, будет развлекаться с другими гномиками и иными персонажами. Покажите ему, что те персонажи никоим образом не настроены каким-то образом обидеть гномика, а наоборот – всячески его поддерживать. Также гномик научится у опытных гномов основным азам письма и чтения. Таким образом, адаптация к детскому саду может быть существенно ускорена, и ребенок уже не будет испытывать недовольства, когда ему придется идти в детсад.

Готов ли ребенок к детскому саду

В соответствии с результатами статистики мальчики спокойно относятся к идее детсада уже в 3 года, а девочки – на полгода раньше. Однако иногда адаптация ребенка в детском саду может затянуться. В этом случае не нужно ругать малыша, ведь привыкание к переменам может быть для него весьма нелегким. Нужно подождать годик, пока ребенок не свыкнется с мыслью о том, что детский сад – вполне привычное для всех явление. Безусловно, очень важно выбрать подходящий детсад и подходящую группу. Ребенку требуется, чтобы воспитатели, которые будут с ним заниматься, не кричали на него из-за малейшей оплошности, а спокойно объяснили, как нужно себя вести. Адаптация ребенка в детском саду будет гораздо легче, если воспитатели будут проводить с ним весёлые и увлекательные занятия в игровой форме. Важно помнить, что для детей до 5 лет в детском саду очень важно комбинированное развитие: социальное, эмоциональное и физическое. Если ребенок не хочет идти в детский сад, постарайтесь создать в семье доверительную атмосферу. В этом случае ребенок может спокойно переносить стрессовые ситуации и всегда будет готов обсудить свои эмоции с близкими людьми. Для этого вам нужно быть в постоянном контакте с ребенком: прислушиваться к его желаниям, играть с ним, отвечать на вопросы, а также как можно меньше критиковать его. Скажите ему, сколько новых друзей он встретит и сколько впечатлений получит в детском саду.

Выходные

Когда малыш достаточно долгое время оторван от родителей, ему хочется отдохнуть вместе с ними на выходных. Не ленитесь расспросить его, как он провел время в детском саду. Обязательно похвалите его за все: покушал с аппетитом, поиграл с ребятами или сходил в туалет без помощи воспитателя – великолепно! Будьте готовы отмечать его любые положительные начинания. Если намечаются какие-то негативные моменты (подрался с другим ребенком, повздорил с воспитательницей), то не ругайте его, а объясните ему, что он уже взрослый, а взрослый не должен совершать подобные поступки. Постарайтесь найти с ребенком общий язык. Ходите с ним в зоопарк, цирк, театр или в гости. Уделяйте ребенку на выходных как можно больше внимания, чтобы он почувствовал вашу любовь и заботу.

Почему дети в детском саду часто болеют

Наиболее распространенная причина, по которой родители не отпускают своих чад в детские сады, это болезни. Почему дети часто болеют в детском саду?

  • Снижение иммунитета.
  • Резкая смена обстановки (питание, режим) и различные необходимые прививки снижают иммунитет малыша.
  • Цепная реакция. Нередкой является ситуация, когда заболевает один ребенок, который заражает других детей.
  • Уход в болезнь. Довольно часто болезни напрямую связаны с эмоциональным состоянием ребенка. Поэтому малыш, который не желает посещать детсад, может запросто «подхватить» заболевание.
  • Вина воспитателей. У детей высокая чувствительность к сквозняку, поэтому если воспитатели забывают вовремя закрыть двери, то высока вероятность, что ребенок заболеет.

Для профилактики заболеваний желательно летом отправиться на море, проведя там не менее месяца. Также можно съездить к родственникам в деревню или снять дачу у реки. Позвольте ребенку купаться, играть на улице и бегать по траве. Это позволит укрепить детский иммунитет и сделать ребенка более самостоятельным. Болезненному малышу будет полезно заниматься специальной лечебной физкультурой. Если вы хотите закалить организм своего чада, вы можете также записать его в бассейн.

Почему ребенок не хочет идти в детский сад? Существует ряд причин, среди которых боязнь новой обстановки, нежелание расставаться с родителями и т.д. Однако если вы правильно подготовите своего ребенка к детсаду, то он вскоре будет относиться к нему вполне нормально, более того, будет ходить туда с удовольствием.

 

Детский сад занимает важное место в жизни ребенка. Он помогает приобрести первых друзей, получить опыт общения со сверстниками и т.д. В детском саду малыш получает первые навыки самостоятельной работы, проявляет себя. Поэтому очень важно, чтобы малыш с радостью шел в сад. Не должно быть никаких негативных эмоций. Так как подготовить ребенка к детскому саду правильно?

Распорядок дня в детском саду

Подготовка ребенка к детскому саду должна начинаться с того, что мама должна ознакомиться с принятым режимом дня в выбранном детском саду. Это очень важно, так как малыша надо приучать именно к нему. Поэтому распорядок дня в детском саду мама должна изучить заранее и постепенно готовить к нему малыша. Что же это значит и как это работает на практике? Например, мама привыкла с малышом до обеда нежиться в кровати, а работа детского сада начинается с семи часов. И если ребенка не приучить раньше вставать, то первый визит в сад омрачиться слезами, так как ребенка заставят подняться с кровати намного раньше, чем он привык. Это первый момент. Второй касается режима питания. Следует постепенно переходить на тот режим, который принят в саду, строго следуя времени первого и второго завтрака, обеда, полдника и ужина (не во всех садах кормят ужином, поэтому это надо уточнить). Также очень важно уделять особое внимание дневному сну. Он важен для правильного роста и развития малыша. Поэтому, если ребенок не привык днем спать или засыпает только с мамой, надо научить его засыпать самостоятельно.

Следуя этим рекомендациям, адаптация в детском саду пройдет на «Ура!». Что должен уметь ребенок при поступлении в детский сад Прежде, чем отдавать малыша в детский сад, необходимо научить его определенным навыкам, которые он должен выполнять самостоятельно. В процессе обучения ребенка надо запастись терпением, так как малышу трудно учится что-либо делать, когда мама нервничает и кричит. Поэтому «терпение и труд все перетрут» – этот принцип, как нельзя лучше подходит для процесса обучения. Возраст 2 года наиболее оптимальный для того, чтобы учить малыша необходимым навыкам и умениям.

Итак, что должен уметь ребенок при поступлении в детский сад? Перечень необходимых навыков выглядит следующим образом:

  •  кушать при помощи ложечки;
  • проситься на горшок;
  • уметь высказать свои пожелания и потребности;
  • самостоятельно умываться;
  • вытирать личико и ручки полотенцем;
  • самостоятельно играться с игрушками.

Это первоначальные навыки, которые должны быть у малыша, когда он идет в детский сад. В последующем именно на их основе будут формироваться другие, более сложные навыки и умения.

Расставание с мамой

Расставание с мамой является болезненным для любого малыша, для кого-то это более ощутимо, а для кого-то менее, но все равно. Однако этот процесс можно сделать менее трагичным, если следовать рекомендациям.

В этом процессе необходимо следовать двум основным правилам:

Познакомить малыша с будущей воспитательницей, представив ее как тетю, которая очень любит деток и которой очень нравится с ними играться.

Почаще ходить с малышом в гости или посещать различные развлекательные заведения, где малыша можно оставить под присмотром других людей. Так малыш привыкнет к посторонним людям, которые не хотят причинить ему вред, и не будет плакать при расставании с мамой.

Если начинать отучать ребенка от мамы при помощи положительных эмоций, то поход в детский садик станет приятным мероприятием.

Адаптация ребенка в детском саду

Адаптация ребенка в детском саду пройдет намного легче, если ребенка приучать к саду постепенно. Необходим период в две-три недели, чтобы малыш привык к посещениям детского сада. Одни детки плачут во время первого визита, а другие, наоборот, радуются. Поэтому надо присмотреться, как ребенок ведет во время первого визита. Желательно какое-то время отводить ребенка на пару часов в садик, попросить воспитательницу называть малыша привычным для него именем (как дома). Мама должна постараться найти контакт с воспитательницей, чтобы процесс обучения ребенка в саду проходил плодотворнее и более гладко. Для того, чтобы процесс адаптации к новым условиям проходил легче, необходимо взять в сад любимую игрушку или тапочки, или еще какую-то вещь, которая нравится крохе. Придя домой, малыш будет о ней вспоминать, и у него появится желание в очередной раз посетить сад.

Таким образом, рекомендации по поводу того, как подготовить ребенка к детскому саду, помогут вашей крохе с желанием посещать сад и играться с детками и безболезненно приучат его к расставанию с родителями.